lanit1967 (lanit1967) wrote in kinoclub,
lanit1967
lanit1967
kinoclub

Categories:

Полумгла

По всей видимости, сейчас тема ВОВ становится все более модной и привлекательной для продюсеров, видимо интерес народа к героической стороне своей истории дает о себе знать... Непонятно только почему переосмысление событий тех времен часто путают с оглуплением и профанацией...
Вот посмотрел как-то очередную фильму про это. Как обычно разрекламированную. Захотелось поделиться впечатлением. Итак,
ПОЛУМГЛА
жанр - военная мелодрамма
2005 год.


 Сразу насторожило, что в копирайтах упомянут телеканал СТС, а это американские деньги, от них добра не жди. Ну, собственно, предчуствия почти не обманули...
Бесспорно, фильм снят профессионально и даже с некоторой любовью, но в нем не хватало неуловимого, но ощутимого присутствия души, характерного для настоящих русских фильмов. Были явные попытки актеров и режиссера внести эту душу, но что-то их сковывало. Это было похоже на муки стреноженного коня. Видимо поэтому сюжетная задумка, которая могла бы выбить из зрителя океаны слез, в воплощении своем даже не умиляла, не щекотала ноздри...
Первое, что резануло - это как горох покидающие грузовик красноармейцы по команде "Слазь!".
Потом вводная сцена в госпитале. Раненые с интересом наблюдают фильму. Казалось бы чего такого? Обычное дело. Но, ребята, представьте себе советский госпиталь времен войны... По мнению создателей фильма там кинопередвижки показывали исключительно эротические шоу под звуки (!) американского джаза... А алчные до женского пола раненые советские военнослужащие буквально пускают слюни, наблюдая все это, улюлюкают, и демонстрируют неприличные жесты, оценивая прелести танцовщиц... Затем вырубается свет, возмущенные крики недоананировавших раненых, кинопроектор включается снова, но там уже без звука показывают разбитую немецкую технику и пленных, пленных, пленных... Совершенно без комментариев, даже без титров... Зрители молча и сурово нахмурясь смотрят на поверженного врага... Главный герой, ковыляет на костылях к дежурной медсестре выпить спирту, проглотив стопарик сообщает о содержании кинА, та бросая свой пост срывается с криком, полным вожделения, смотреть на пленных. Главный герой, воспользовавшись моментом крадет какие-то ключи... Конец вводной части. Остаются вопросы, почему эротика со звуком, а про пленных без звука, куда делся госпитальный долбисерраунд, как механик умудрился поменять пленку быстрее чем мы сейчас меняем кассету в видаке, да еще и в полной темноте, почему все так напряглись от вида пленных, почему медсестричка имеет странное влечение к толпе грязных фашистов???
Ну да ладно, мы все поняли, что это увертюра, она вводит зрителя в атмосферу тех лет, дает понять, что простому советскому человеку не чужды простые слабости, но враг еще не добит и еще свежи на памяти его подлые происки, и наконец, у всех есть свои слабости и пристрастия, кому нравятся танцовщица в трико, а кому грязный пленный, а так же неслабо намекает, что речь в киноповести пойдет о непростых взаимоотношениях русских солдат с пленными немцами и тех же пленных немцев с русскими бабами...
Итак, наш герой, только что ковылявший на костылях, использовав в своих целях наклонности медсестры, переоделся, выкрал документы и на глазах изумленного зрителя лихо перемахивает больничный забор. Начинается новая жизнь. Куда идти? конечно на фронт! Где тут комендант? Да вон за углом... Пока он идет, мучительно ищем ответа на вопрос, почему у нашего офицера шинель как у дизертира без погон?
Комендант выслушав уговоры мл. лейтенанта отправить на фронт хоть в штрафбат, хоть в дисбат (???), предлагает два пути - в штрафбат или во главе команды пленных на строительство (тут внимание!) на северах вышки радиомаяка для обеспечения поставок американцами самолетов для нашей сражающейся Родины. Во как! Оставим это на дальнейшее обсуждение, а перенесемся сразу в теплушку. Ведь вы догадались, что наш герой выбрал именно второе, хотя сам только что... Ладно, не будем придираться к человеку, к тому же страшно пьющему (естесственно, не без этого же). Итак, они поехали, лейтенант не знает ни маршрута, ни расписания, ничего... он просто сел и поехал... Вагон видимо был специализированный, потому что с одной строны мерзли (они всегда мерзли) немцы, отгреваясь только трением друг о друга, а в метре от крайнего замерзающего немца за ящиком кайфовали русские, которым было жарко, и они перемещались по вагону в одних растегнутых гимнастерках и жарили на сковородке нечто похожее на бобы с салом.
Поезд шел неизвестно куда, всем было по-барабану, русским вообще, а немцам уже... Хотя нет, была одна дорожная сцена, когда лейтенанту пошла не в жилу игра одного пленного на губной гармонике. Он возмущенно пальнул три раза из ТТ в гущу немцев, но прострелил только гармонисту руку. Лейтенанта конвоиры повалили на топчан, влили в рот флягу водки пока не успокоился, а немцам дали грязный бинт. Этим все и замяли.
Едем дальше. Приехали. Добротный среднеполосный лес, в роли сибирской тайги. Тишина - это конечная, тупик, дальше вагон не идет, а поезд уехал, они поезда всегда уезжают... Прямо за тупиком стоит махонькая избушка - это типа здание вокзала. Первым проснулся бдительный старшина конвойной команды. Удивился тишине. Протопал мимо трясущихся от холода даже во сне немцев на выход. Вышел в зиму как был в гимнастерке, растеганный и без ремня. А русским по фиг, видимо... Увидал дедка, крадущегося как шпиён . Дедок был, несмотря на заявленный в сценарии мороз, в тщедушной телогрейке и намекнул, что он и есть тута начальник станции... Сразу вопрос, а командиру (хотя бы) конвойной команды разве не положено знать о прибытии, о том, что вагон отцеплен от состава и т.д.?
Короче, дал сердобольный дедок пару безлошадных саней, впряглась немчура в сани и покатили к месту назначения - селу Полумгла. Без проводника. По снегу, через лес, напрямки, провалившись разок всей бандой в болото (зима видать все-же выдалась теплая, у нас, например, в эту зиму все промерзло на метр, даже родники). Никто не погиб, только замерзли уже и наши. Подошли к деревне почти ночью, где их встретили бабы с вилами... Короче, вилы...

Надеюсь, утомленный читатель уже ощутил весь пафос киноленты?
Добавлю только некоторые наблюдения.
Вот сцена в хлеву. Первая ночь в деревне Полумгла. И немцы и их конвоиры сидят у одного костра - у нашего мл. лейтенанта заиндевели.... брови (!). Нигде более инея нет, даже пара изо рта! К тому же лейтенант сидит у костра и греет руки над огнем! Видимо на уровне его бровей была локальная температурная аномалия.
Потом, по доброте душевной, сельчане определили наших в дом, а немцев в черную баню. По той же доброте, немцам в черной (!) бане развели огонь и подперли дверь снаружи бревном. Видимо, надеясь наутро отведать копченой немчатины... Но они же - фашисты, выжили гады...
Тогда местный пацан по наущению местного же безногого инвалида совершил подвиг - напИсал немцам в котел с кашей. Котел стоял на огне, каша кипела, посему пацан обжег свою героическую пипиську. Далее записывайте сибирский рецепт лечения ожога пиписьки - берете ведро снега и запихиваете его себе в штаны. Судя по мальчику в этом фильме - способ верный, помогает, даже штаны остались сухими.
Непонятным остался вопрос почему один из немцев вдруг стал свободно гулять по селу и целенаправленно долбиться к одной бедной вдове, кстати матери того мальчика, с просьбой, обычной для немцев той поры - матка, дафай яйки, млеко, сало...


Только в подобострастных интонациях и с готовностью по-любому отработать... Тетка пожалела естественно...
Потом в селе оказалась бабка-колдунья, отворожила лейтенанта от пьянства и прочих болезней, проведя камлание похожее на сеанс вудуизма... Зато у лейтехи начались глюки, да такие, что героинщик со стажем позавидует, например марш пехотного полка в полной амуниции мимо девушек-регулировщиц...
Излечила бабка лейтеху и от прочих свищей и ран, только вот от непонятных черных царапин на лице не избавила - так и проходил в них бедняга весь фильм...
Много удивительного показали нам творцы данного шедевра (а об этом говорит внушительный список наград множества фестивалей). Например, крупный план пластмассовых пуговиц на шапке одного бедняги-инвалида, которого угораздило вернуться из госпиталя домой как раз тогда когда его жена, считавшая после похоронки себя законной вдовой, привела к себе на откорм и все-такое... по хозяйству... молоденького немчика, влюбленного в коров.
Или празднование католического рождества. Не только немцы его отметили радостным застольем, но и все население села, устроив в порядке исключения колядование и пляски ряженых на две недельки пораньше...


Потом дремучие немцы смотрели на северное сияние и шептались восхищенно - это фюрер применил вундерваффе, теперь русским - хана, именно по этому, дескать, они строительство вышки отменяют.
Но рано радовались...
Прибыла на немецкой самоходке (этот удивительный факт обнаружился при обсуждении фильма со специалистами, раньше я думал что это наша СУ-100 с почему-то обрезанным, а не снятым, орудием. Вот цитата одного из знающих людей: " Наличие в фильме столь оригинального образца БТТ заставило крепко пораскинуть мозгами на предмет его идентификации. Было перебрано все: от СУ-122 до БМП и ПТ-76 с "Ноной".
Хрен! Действительность, как всегда, превзошла все наши ожидания!
Смотрите сами:


Узнали? Это не что иное, как САУ StugIII "Артштурм". На базе транспортера МТ-ЛБ.
Вопрос - что могла делать немецкая САУ в глухой русской тайге. Да еще в родной окраске "панцерграу"?
" ) команда нквдэшнников, их начальник майор распорядился немцев растрелять, что и быстренько сделали в овражке, так как те уже "списаны", а бывшим конвоирам пять минут на сборы и на борт маленькой самоходки... Да, майор успел прочитать донос старшины на мл. лейтенанта, но порвал кляузную бумажку и поморщившись выбросил. Крикнул бабам - "Приберитесь там" - и нырнул в люк самоходки, в которой уже разместились его стрелки и лейтенант со своими и скарбом... Все, ву а ля, всем спасибо, кино кончилось...

Одно я понял четко и недвусмылено - у нас в стране в то время секса действительно не было, у всех были постоянные обломы - и у лейтенанта с сельской малолеткой, внучкой колдуньи, и у бабы-охотницы, матери писающего мальчика, она первая притащила себе тщедушного немчика, которого все почему-то называли всерьез здоровяком, и у несчастной несостоявшейся вдовы, у который в самый неподходящий момент, когда уже и в хвост коровы была вплетена лента, а немецко-фашистская солдатская книжка предусмотрительно положена под кровать, вернулся безногий, но такой родной муж...
А в целом, кино конечно про любовь....
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 23 comments