Екатерина (mishonet) wrote in kinoclub,
Екатерина
mishonet
kinoclub

Category:

Беовульф и Грендель / Beowulf & Grendel (2005)

Хочу сразу предупредить уважаемых участников сообщества, что фильм, речь о котором пойдет ниже, не выходил пока что официально в нашей стране.
"Беовульф и Грендель" вообще нигде пока что не выходил кроме Канады (хотя ходят в последнее время упорные слухи, что штатовская премьера состоится буквально вот-вот). Причины такой непопулярности совершенно неясны, особенно если учитывать то, что в Торонто фильм прошел весьма успешно и отзывы получил самые положительные.
Предполагается ли его российская премьера в принципе, - вопрос конечно хороший...

Однако, совсем недавно на московских лотках появилась неизвестно окуда взявшаяся пиратская копия фильма: запись вполне терпимая, формат - широкоэкранный, перевод - очень плохой, а название наши милые пираты вообще решили перевести как (!) "Биовульф-2, Биовульф против короля троллей".
Кроме того, есть возможность скачать "Беовульфа" из мула (разумеется, на языке оригинала).


Я этот фильм с нетерпением ждала больше года и потому впечатлениями от просмотра поделиться очень хочется. Так что, если кому-то с учетом всего вышесказанного этот фильм окажется интересен, прошу под кат :)

"Beowulf & Grendel"/"Беовульф и Грендель" (2005)



Фильм «Беовульф и Грендель» режиссера Стурлы Гуннарсона с нетерпением ожидался мною в первую очередь ради того, чтобы полюбоваться эффектным Джерардом Батлером в роли легендарного героя.
Соврать, что у ожидания имелись и другие причины?.. Вряд ли.

Дело в том, что в обретшем за последние годы популярность жанре эпика я давно уже полностью разочаровалась. Добро бы еще, сценарии подобных фильмов были оригинальными,так ведь в том-то и подлость, что самые известные и масштабные представители жанра являются либо экранизациями художественных произведений, вернее сказать, снимаются «по мотивам» (как «Троя»), либо вольной интерпретацией исторических событий («Александр»). Что хуже, - честно говоря, выбрать даже затрудняюсь, наверное, все-таки произведения «по мотивам». Потому что чудовищными ляпами, глупостью и банальной неграмотностью в равной степени отличаются оба направления, но так называемое «приключенческо-историческое кино» хотя бы не имеет возможности издеваться над текстом литературной основы, сберегая таким образом остатки нервных клеток знакомых с ней (первоосновой) зрителей.
Однако, «Беовульфа»-то я как раз не читала. И поэтому в оценке фильма могу орниентироваться лишь на приблизительное представление о первоисточнике, а также на собственный здравый смысл, - вот и оценивать я буду именно фильм, а не степень корректности экранизации.


Между тем, фильм Гуннарсона был заявлен не просто как экранизация знаменитой древнеанглийской поэмы, но как экранизация, весьма близкая к сюжету. Особенно интриговало то обстоятельство, что фильм не имел отношения к голливуду: режиссер - исландец, производство - Канада и Исландия, исполнитель главной роли – шотландец, а в титрах числятся почти все сплошь скандинавские фамилии.

Что хочу сказать сразу: фильм очень сильно отличается от виденных мною картин в том же жанре, причем отличие это бросается в глаза практически с первых же кадров.
Именно первые кадры вводят зрителя в прекрасную и поэтичную атмосферу мира Беовульфа. Опрокинутое бездонное небо, мреющая в туманной дымке линия горизонта, печальные скалы и холодные волны, и шелковистые северные луга: мир этот дышит древними привольными ветрами, юностью и чистотой, и бесконечной, головокружительной свободой. Это чудесное ощущение, однажды возникнув, не только не покинет зрителя до самого последнего титра, но будет лишь усиливаться вместе с развитием сюжета. Умело пойманное режиссером настроение, стиль, выбранная цветовая палитра – все это гармонично образует единое целое, истинную кинокартину в самом лучшем, самом прямом смысле этого слова.
Такой подход на мой взгляд, кардинально отличается от популярных решений, широко используемых при создании современного блокбастера: там – блок спецэффектов, здесь – чуть-чуть натуры, а вот здесь – павильонная съемка… Припустить саспенса, добавить завлекательную лавстори, все соединить, хорошенько взболтать и получить продукт, полностью готовый к употреблению...
Да, вполне возможно, что кому-то «Беовульф и Грендель» может показаться скучноватым именно из-за своей нордической сдержанности, неординарности решений, однако высокая художественная ценность этого фильма несомненна.

Сюжет "Беовульфа и Гренделя" верен себе не менее, чем его стиль. Опять же, он совершенно независим от давным-давно набивших оскомину «голливудских» канонов.
То есть, сидеть перед экраном со скучливой физиономией и в полной уверенности бормотать себе под нос «так, а вот сейчас он разумеется, поскользнется на банановой корке, ну а вот сейчас он, конечно, ее поцелует» у вас не получится при всем желании, ну а традиционного хеппи-энда не ждите вовсе.
Так что же это такое на самом деле? Героический эпос, где доблестные мужи со сверкающими мечами с легкостью поражают врагов в самое сердце?.. Костюмированная романтика, пиправленная какой-нибудь симпатичной лавстри?.. Нет, нет и нет!
Вернее не так: все это здесь есть, но вовсе не там и не так, как это обычно принято и ожидаемо зрителем.
Герои не перестают быть героями, но при этом оказываются вполне обычными людьми, - любителями выпить, подраться (скучно же просто так сидеть), отпустить похабную шуточку… Но ни в коем случае не стоит думать, что их попытались таким образом осовременить! Напротив, очень ясно ощущается их принадлежность к иному миру и иной культуре, - миру, в котором правят бал совсем другие законы и мораль, весьма отличная от нашей сегодняшней. Грубые лохматые вояки, не отличающиеся ни великим умом, ни самоотверженным благородством, они – герои именно того времени, и автор ни в коем случае не пытается навязать им современные ценности.
Картина буквально пропитана романтикой, но и это - не совсем та романтика, к которой мы привыкли: сам дух фильма, горы и море, небо и ветер – вот главные романтические герои повествования.
Одним словом вас ждет много неожиданностей.

Фильм этот одновременно – и забавный и грустный. Незамысловатые поступки детей тех далеких дней заставят нас улыбаться, а роковая неизбежность происходящего – печалиться… Столкновение двух различных культур неизбежно приводит к самым невеселым последствиям, и если герою удастся вынести из пережитого – не мораль, нет!.. всего лишь тень понимания, - это можно считать почти победой.
Впрочем, в этой странной истории не будет ни победителей, ни проигравших: фильм слишком умен для подобного финала.



...Такого рода рецензии обычно принято снабжать комментариями практического толка: как сыграли актеры, хорош ли был звук, грамотен монтаж и как понравилась работа оператора.
Однако на мой взгляд, лучший комплимент фильму – когда при просмотре об оитдельных составляющих попросту забываешь: именно так было со мной здесь.
А вот ставшие своеобразной визитной карточкой жанра ляпы и грубые неточности, которые в 100 случаях из 100 способны свести на нет старания как режиссера, так и всех прочих, здесь попросту отсутствуют.

- Ну так что же тот самый Джерард Батлер, ради которого собственно, просмотр фильма и затевался? - спросите меня вы.
- О, он на своем месте! - отвечу я, лукаво улыбнувшись.





Страничка фильма на imdb
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 61 comments