Щас рванет! (zu_yazan) wrote in kinoclub,
Щас рванет!
zu_yazan
kinoclub

Изображая жертву (2006, реж.К.Серебренников)

Пишут, что получение Главного Приза Кинотавра фильмом «Изображая жертву» для Серебренникова было вполне неожиданным. Я его понимаю. Безотносительно других фильмов конкурса, которых пока еще никто, кроме жюри, не видел этот условный дебют трудно считать выдающимся кинематографическим достижением. Видимо членами жюри двигали какие-то другие мысли и эмоции. Не пытаясь с набегающей морской волной залезть в чужие потемки, освещу свои.

Сюжетом фильма является иронический парафраз Гамлета, настолько легкий, что зритель, не обладающий культурной распальцовкой, легко пропустит все намеки мимо глаз и ушей. Главный герой, молодой человек около тридцати лет с неопределенным именем Валя(Юрий Чурсин) по ночам видит давно умершего отца, загробно намекающего сыну, что он несам по себе умер, а стараниями жены и брата, Валентининого дяди. По утрам Валя подозревает мать и дядю, даром что такие настроения хорошо подогреваются Валиной профессией – а работает он жертвой на следственных экспериментах.
- А она где была, показывай?
- Вот тут на унитазе сидела.
- Так, Валя, садись.

Это некий фон, задник определяющий построение фильма. Все кино разворачивается как череда абсолютно идиотских преступлений, точнее следственных экспериментов, призванных определить степень виновности или невиновности подозреваемых. Например, жена-тиранша мыла окно, стоя на подоконнике одиннадцатого этажа, а муж хлопнул входной дверью, и сквозняком жену выдуло. И Вале приходится, обвязавшись для подстраховки женскими колготками, изображать моющую окно жену. Все эти следственные эксперименты есть образец дурости и абсудности российской жизни, подкрепляемые чудесными и очень точными диалогами сценаристов(и авторов оригинальной пьесы) братьев Пресняковых. Фильм довольно быстро оказывается превосходной комедией о временах и нравах России начала двадцать первого века. До сих пор фильмов в подобном ключе у нас не делали. Валя в этих абсурдных ситуациях чувствует себя как рыба в воде, изображает, кривляется, дурачится и по мере сил переносит все это в домашнюю среду, доводя ближайших родственников. У него не зря такое гендерно-неопределенное имя. Он и сам такой весь неопределенный, каждый его жест пропитан нонконформизмом по отношению ко всему, но совершенно бесмысленен. У него нет своей позиции, нет своего мировоззрения, он определяется от противного, сказав «а», может через секунду отказаться от своих слов, игра (слов, дел), ему интереснее их смысла. Кажется, в Коммерсанте правильно заметили, что Валя – это выросший шахназаровский Курьер, только теперь ему тридцать лет, но он так и не взял на себя ответственность не только за мир, но даже за свою судьбу. Предложение дяди выкинуть игрушечные китайские палочки и начать загребать жизнь большой столовой ложкой, Валя презрительно отвергает. Да и сам он весь какой-то тонкий, почти хлипкий, с подвижной временами чуть ли не женственной мимикой – превосходная работа Юрия Чурсина. Именно поняв это по ходу фильма-экспериментов, следователь в конце произносит знаменитый матерный монолог о прое.анном поколении, которое, как Питер Пэн, отказалось вырастать. Им(нам) тридцать лет, а они(мы) все еще ведут себя как дети. И этот капитанский надрыв звучит тем сильнее, что фоном ему спослужили предыдущие полтора часа хихонек-хаханек. Вывод капитана неутешителен и звучит как приговор. Я все же надеюсь, что само наличие такого сильного высказывания сценаристов Пресняковых и режиссера Серебренникова, дает нам надежду исцелиться. Возможно как раз это сильное и честное высказывание о нашем поколении, о нашем времени и помогло фильму завоевать Главный Приз Кинотавра.

И несколько слов о том как фильм сделан. То, что режиссер театральный - чувствуется, к сожалению. Некоторые сцены решены именно театральными средствами, в кино выглядящими иногда раздражающими, иногда просто неуместными. Есть затянутости и паузы, снятые однообразно и однопланово. С другой стороны – замечательная находка показывать следственные эксперименты частично через видеокамеру прапорщицы Люды(удачная роль Анны Михалковой). Очень классно обыгранные именно кинематографически китайские палочки для еды и шуршащие занавески(черт его знает как они правильно называются, которые раньше часто вешали в дверных проемах и они шуршали, когда через них проходишь). В целом можно сказать, что фильм получился. А многие фразы при удачном прокате разойдутся по цитатам.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 27 comments