desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Category:

"Сайлент Хилл"

Молчаливые души холмов

Кто как, но автор этих строк возлагал не слишком много надежд на «Сайлент Хилл» (переводится примерно как «Молчаливый холм»). Причины две. Во-первых, картина заявлена как фильм ужасов, а этот жанр в последние годы переживает явный кризис: нет ни новых имен, ни свежих идей, все ужастики превратились в однотипную, не слишком изобретательную и не страшную продукцию. Во-вторых, настораживало имя режиссера.

Несмотря на небольшой задел — всего две полнометражные картины плюс несколько короткометражек — биография у француза Кристофа Ганса достаточно богата. Уже подростком он снимал на 8-мм камеру самурайские и кунг-фу-фильмы со своими друзьями в главных ролях. Потом делал полусамиздатовский журнал о кино категории «Б» — как известно, к ней относят дешевые, наскоро сделанные картины, по большей части те же триллеры и хороры, где всевозможных чудовищ и бутафорской требухи настолько много, что все выглядит как откровенная комедия (зачастую, кстати, так оно и есть). Киношколу он таки закончил, а дипломным фильмом был римейк одного из фильмов короля «Б»-кино Марио Бава. Потом был еще один журнал, посвященный уже более почтенным Дэвиду Линчу, Дэвиду Кронненбергу, Дарио Ардженто и Серджо Леоне, и, наконец, съемки в Гонконге полнометражного дебюта «Плачущий убийца».

В 2001 году Гансу наконец дали большой бюджет, и он создал «Братство волка». Это фильм о таинственном животном, которое в XVIII веке убило множество людей во Франции. Хоть зрителей картина собрала достаточно много, ее трудно назвать удачной, по смыслу и сюжету она похожа на то самое гонконгское «мочилово», невесть почему перенесенное на территорию предреволюционной Европы.

Итак, надежд на яркие впечатления было мало. Сразу следует сказать — рад, что ошибся.

Снимался «Сайлент Хилл» по мотивам одноименной компьютерной игры, которая уже почти десятилетие имеет культовый статус среди игроманов. Последние, кстати, очень придирчиво наблюдали за процессом создания картины. Их реакция нам пока неизвестна, но можно утверждать, что с важным заданием — воспроизведением специфической инфернальной атмосферы на экране — режиссер справился. С одной стороны, очень убедительный, искусный саундтрек. Ровная электронная музыка, зловещие шумы, всхлипывания созданий тьмы, внезапные вкрапления веселеньких эстрадных песенок, рев тревожных сирен, оглушительная тишина — это невероятное акустическое сплетение уже само по себе держит зрителя в состоянии постоянного напряжения. Звуковым эффектам не уступают и визуальные. Зрелищный ряд построен по простому, но в этом фильме чрезвычайно действенному принципу резких контрастов. Эти перепады от наплывов темноты, хаоса, разрушения к загадочным пустым улицам покинутого города, окутанного вечной белесой дымкой крепко бьют по нервам.

Собственно, чудовища, которые уничтожают все живое вокруг, — одно из несомненных прелестей фильма. Эти образы настолько необычны, таинственны и в то же время выпуклы, что они не столько вызывают страх, сколько увлекают своим совершенством, всеобъемлющим кошмаром, порождающим их: иногда кажется, что попал внутрь галлюцинаций какого-то сумасшедшего художника. Моментами фильм захватывает настолько, что даже не обращаешь внимания на некоторые шероховатости сценария (здесь авторство принадлежит Роджеру Эйвори — одному из режиссеров клана Тарантино, который дебютировал еще в 1990-х криминальным триллером «Убить Зои», и Колтону Д. Коттону, его предыдущая сценарная работа, между прочим, хорор, - «И у холмов есть глаза»). Некоторые персонажи могут появляться или исчезать без каких бы то ни было фабульных причин и следствий, несколько ситуаций и характеров выглядят заимствованными из других триллеров типа японских «Темных вод» или американской «Клетки», но об этом задумываешься потом, после финала.

Кстати, концовка «Сайлент Хилл» не типична для жанра — тотальный ужас, жажда мести внезапно переходят в тихую, промытую дождевыми струями, покрытую меланхоличными туманами грусть, вечную печаль… Так что у Ганса из абсолютно стандартного сюжета о покинутом городке вышла почти готическая история в духе, скорее, Эдгара По, нежели бывших учителей - виртуозов кинематографического мусора, то есть — и страшно, и красиво, и очень человечно...

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments