a_zimina (a_zimina) wrote in kinoclub,
a_zimina
a_zimina
kinoclub

Бергман в 35мм

с 8 по 14 июня
в Большом зале к/т "35мм" (Покровка, 47/24, м.Курская, Красные ворота)
будет
ретроспектива Ингмара Бергмана
!эксклюзивная подборка!
!все фильмы на пленке!
!уникальный показ фильма по сценарию Ингмара Бергмана
НЕВЕРНЫЕ, реж. Лив Ульман, 2000!
!документальное кино про Бергмана

 

8 июня (четверг)

19:00  Дождь над нашей любовью, 1946
           Det regnar pa var karlek/It rains on our love

9 июня (пятница)

19:00  Вечер шутов, 1953
            Gycklarnas afton/Evening of the jesters

10 июня (суббота)

19:00  Женские мечты, 1955
            Kvinnodrom/Women's dream

11 июня (воскресенье)

19:00  Страсть, 1969
           En passion/A passion

12 июня (понедельник)

19:00  Шепоты и крики, 1972
           Viskningar och rop/Whispers and cries

13 июня (вторник)

22:45  Сцены из супружеской жизни, 1973
           Scener ur ett aktenskap/Scenes from a marriage

14 июня (среда)

22:45  Неверные/Trolosa/Unfaithfuls, 2000,
            реж. Лив Ульман, сценарий Ингмара Бергмана

18 июня (воскресенье)

 17-00 Остров Бергман: Ингмар Бергман об острове Форё, кино и жизни.

Bergman Island. Ingmar Bergman on the Fårö Island, Cinema and Life

2004 г. , документальный фильм, реж. Мари Нирерёд

 

 

Дождь над нашей любовью

Det regnar pa var karlek

Швеция, 1946, ч/б, 95 мин.

Режиссер: Ингмар Бергман

В ролях: Барбро Кольберг, Биргер Мальмстен, Ёста Седерлунд, Лудде Гентцель, Гуннар Бьёрнстранд

 

Молодая женщина, недавно узнавшая, что беременна от человека, который бросил ее, и парень, только что выпущенный из тюрьмы, встречаются под дождем и ищут кров. На облюбованным ими чердаке их ждет не счастье двух нашедших друг друга одиноких сердец, но бесконечный суд за незаконное занятие жилплощади. Второй фильм Бергмана, получившего возможность самостоятельно снимать кино как милость – в качестве компенсации за успех фильма шведского классика Шёберга «Травля», к которому Бергман сочинил сценарий. Продюсеры, не верящие в Бергмана, кинули ему на растерзание купленный давно и за бесценок сюжет довоенной норвежской мелодрамы, сделанной под влиянием французского поэтического реализма а-ля «Набережная туманов» и к 1946 году безнадежно устаревшей. По всему видно, что в этот жизненный период Бергман верит в свои режиссерские силы даже меньше, однако для начала или возобновления знакомства с ним этот утлый фильм подходит как своего рода введение в меланхолию.

 

Вечер шутов

Gycklarnas afton

Швеция, 1953, ч/б, 92 мин.

Режиссер: Ингмар Бергман

В ролях: Аке Грёнберг, Харриет Андерссон, Хассе Экман, Андерс Эк, Гуннар Бьёрнстранд

«В этот раз я даже не хочу разглядывать через свою критическую лупу ту лужу блевотины, которую оставил по себе господин Бергман», - написал ведущий шведский киножурналист в осень премьеры «Вечера шутов». Первый фильм, в котором отчаяние Бергмана достигает барочной насыщенности. Бродячий цирк приезжает в провинциальный городок, где хозяин труппы когда-то оставил жену и ребенка. Пока он навещает прежнюю семью, его новая пассия завязывает шашни с силачом на глазах у клоунов и карликов. Любовь – это шантаж, пилюля от одиночества, средство социального самоутверждения, все что угодно, только не бескорыстное чувство. Та сцена в «Ночах в стиле буги», где жена оператора отдается незнакомцу на глазах у гостей вечеринки, полностью передает накал черно-белой, загаженной цирковым скарбом, зеркальными рамами, дурацкими колпаками и прочей требухой мрачнейшей бергмановской картины и, скорее всего, вдохновлена ей.

 

Женские мечты

Kvinnodrom

Швеция, 1955, ч/б, 87 мин.

Режиссер Ингмар Бергман

В ролях Ева Дальбек, Харриет Андерссон, Гуннар Бьёрнстранд, Ульф Пальме, Керстин Хедеби

Две женщины - фоторедактор модного журнала и модель – приезжают в Гетеборг. Первая спровоцировала выездную сессию, чтобы получить предлог увидеться с проживающим здесь с новой семьей своим первым мужчиной, разрыв с которым до сих пор не дает ей покоя. Вторая, прогуливаясь и пялясь на витрины, находит себе личного Деда Мороза в лице стареющего господина, готового оплатить все ее капризы. Чаяния двух женщин разбиваются о нужды двух других – жены первого и взрослой дочери последнего. Альмодоварского сострадания и ренуаровской ажурности этюд о женщинах, представивший миру – в образе дочки богача – существо женского пола с короткой стрижкой и яркими губами, с которого будет срисован образ Миннелли в «Кабаре». В то же время – очень личная попытка Бергмана извиниться перед своими женщинами. Фоторедактор в жизнеутверждающем исполнении примадонны скандинавского кино 50-х Евы Дальбек - копия его третьей жены Гун, о которой Бергман писал: «Она ничего про себя не знала, ее это не интересовало, в жизнь она вступила с открытым забралом,без защиты, без задних мыслей, правдивая и бесстрашная. Не обращала внимания на регулярно обострявшуюся язву желудка, только пару дней не пила кофе; не тяготилась плохими интимными отношениями, спасая супружескую близость с помощью мази; жизнь – конкретна и великолепна, Гун – неотразима!» А модель играет старлетка Харриет Андерссон, к которой, собственно, Бергман сбежал от Гун в 1952-ом во время съемок «Лета с Моникой».

 

 

Страсть

En passion

Швеция, 1969, цв., 101 мин.

Режиссер Ингмар Бергман

В ролях Макс фон Сюдов, Лив Ульман, Биби Андерссон, Эрланд Юсефсон, Эрик Хелл

В дом к островному отшельнику заходит светоловолосая хромоножка – воспользоваться телефоном. Она проживает здесь у друзей - супружеской четы, давно похерившей надежды на семейное счастье. Отшельник надеется в романе с хромоножкой зарубцевать собственные сердечные раны, но обнаруживает в ее душе только невиданного размаха надлом и безверие, в то время как по ночам некий маньяк вырезает весь островной скот и домашних любимцев. Фильм, который сам Бергман относит к числу «сомнительных лент, созданных на рубеже 60-70-х», несет отпечатки той обструкции, которой режиссер подвергался тогда в кинопрессе, прежде всего у себя на родине. Он пытается – небезуспешно – «примодниться», ввести в свой новый фильм признаки времени в виде псевдореволюционных приемов, вступающих в структуралистскую игру с кинотекстом (каждый из актеров рассказывает в камеру, как он видит своего персонажа и т.п.), но не может бежать от досады, вызванной уходом от него норвежской актрисы Лив Ульман, ради идиллии с которой он и приобрел тот остров Форе, где живет по сей день. На экране Форе дебютировал именно в пасторально снятой оператором Свеном Нюквистом в цвете «Страсти», а досада на беглянку и крах любви составила суть и нерв этой предположительно «социально ангажированной» картины.

 

Шепоты и крик

Viskningar och rop

Швеция, 1972, цв., 91 мин.

Режиссер Ингмар Бергман

В ролях Харриет Андерссон, Кари Сильван, Ингрид Тулин, Лив Ульман, Эрланд Юсефсон

Начало ХХ века, родовое поместье, три сестры не первой молодости. Одна в муках умирает от тяжелой болезни, другая так несчастлива в браке, что занимается мастурбацией осколками бутылки, третьей плевать на все, кроме приличий, да и на те в глубине души тоже плевать. Бергман взрос на драматургии Стриндберга – в этой картине он наносит визит ему, Ибсену и Чехову, создавая словно провалившийся во времени фильм -- полноценный досыл к исканиям и философии этих авторов рубежа XIX-XX веков. Великолепен монолог семейного доктора о взрослении лица Лив Ульман, в котором с безукоризненной жестокостью гения Бергман не только расплевался со своими иллюзиями относительно пухлогубой норвежки, но и в нескольких предложениях, посвященных, вроде бы, изменениям текстуры кожи и паттерна поведения отдельно взятой 30-летней женщины, пригвоздил всех представителей человечества, не способных уже к 30 годам держать прямую спину своего пленительного юношеского задора. Фильм, принесший Нюквисту «Оскара» за операторскую работу и прокатывавшийся в США королем дешевки Роджером Корманом, выдержан в черно-красной палитре, наделяюшей восприятие картины того же рода мрачной торжественостью, которая сопутствует похоронам. Лишь в самом конце, когда героиня Андерссон, отмучавшись, умрет, Бергман плеснет в глаза зрителю минутной бело-зеленой идиллией, которая после полутора черно-красных часов кажется жизнью после смерти: такой, по мысли Бергмана, покажется после жизни смерть.

 

 

Сцены из супружеской жизни

Scener ur ett aktenskap

Швеция, 1973, цв., 155 мин.

Режиссер Ингмар Бергман

В ролях Лив Ульман, Эрланд Юсефсон, Биби Андерссон, Ян Мальмсьё, Гуннель Линдблём

После десяти лет совместной жизни муж уходит к другой. Однако на протяжении еще десяти лет они то и дело встречаются: сперва ради раздела имущества и выяснения отношений, а затем – потому что отринув эгоизм, садистскую тягу к самоутверждению, желание бросать посторонним пыль в глаза картиной безукоризненного семейного счастья, короче, всё то, что составляет суть брака, обнаружат, что все эти годы они любили друг друга. Шестисерийный телефильм, перемонтированный впоследствии для кинопроката, весь из крупных планов, разговоров и неверного зимнего света, просеивающегося сквозь тюль, сосредоточен на необременительном, как от камина в январский вечер, тепле, который достижим только между людьми, которых ничего не связывает. «Сцены» -- тот самый фильм, из которого растут бергмановские уши Вуди Аллена (см. «Интерьеры» и «Другая женщина»).

 

Неверные

Trolosa

Швеция, 2000, цв., 154 мин.

Режиссер Лив Ульман

В ролях Лена Эндре, Эрланд Юсефсон, Кристер Хенрикссон, Томас Ханзон, Стина Экблад

Давнюю историю о том, как в 1950 году увел свою третью жену Гун от ее преуспевающего мужа и развелся сам – только для того, чтобы сделав ее беременной (их сын стал капитаном авиации) и перевезя вещи в общий дом обнаружить, что меньше всего на свете хочет видеть ее каждый день – Бергман превратил в одну из самых трепетных глав своей автобиографической книги и сценарий, который довела до экрана давняя боевая подруга Лив Ульман. Многие сцены сняты на острове Форе, и хотя картине местами недостает бергмановской страстной принципиальности в живописании цинизма и отчаяния, незримое присутствие маэстро ощущается в каждом кадре: как будто он только что освободил место за собственным рабочим столом, чтобы Ульман разместила за ним Юсефсона в роли режиссера, вспоминающего ту историю о желанности невозможного и тошнотворности доступного с целью превратить ее в фильм, и скомандовала «Мотор!»

 

Остров Бергман: Ингмар Бергман об острове Форё, кино и жизни.

Bergman Island. Ingmar Bergman on the Fårö Island, Cinema and Life

2004 г. , 84 мин.

Документальный фильм
Режиссер: Мари Нирерёд

Как в свое время «Сцены из супружеской жизни», первый документальный фильм, запечатлевший великого затворника острова Форё, смонтирован для театрального проката из трехсерийного телефильма. Может, потому что Нирерёд – его хороший друг, может, просто время пришло, но 85-летний Бергман – худой как палка и на палку опирающийся – впервые спровоцировал на пленке ничем не замутненную элегию. Вместо заскорузлых обид (о шестилетнем изгнании из Швеции вы и слова не услышите) – покаяние в старом грешке подолгу и часто незаслуженно точить зуб на провинившихся близких. Вместо историй о склоках с продюсерами – сожаление, что в его жизни сыскался лишь один-единственный, кто имел силы держал в узде его неконтролируемую фантазию и тем спровоцировал вереницу шедевров за подписью Бергмана. Вместо философических измышлений о природе кинотворчества – чистосердечное признание, что, например, знаменитые сцены Апокалипсиса в «Седьмой печати» были спровоцированы… всего лишь страхом перед атомной бомбой, которой в конце 50-х обильно пугала западная пропаганда. Бах и Дебюсси за кадром, в кадре - экономная северная природа и поджарый, под стать худым деревцам, старик; отдых воина и вожделенный покой, дарованный обетованной землей Форё.

  

Фильм представит режиссер Мари Нюрерёд, с которой после показа можно будет обсудить все интересующие вопросы.

  

Стоимость билетов:

Ретроспектива Бергмана – 100руб.

Документальное кино - 50руб.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments