desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Categories:

Код неудачи: взломан/ Фильму "Код да Винчи" посвящена эта статья.

Код неудачи: взломан
О картине "Код да Винчи" написан этот текст
Эта рецензия излагает точку зрения автора на американский кинофильм "Код да Винчи"
Лента "Код да Винчи" является предметом рассмотрения в данной статье
Автор приносит извинения за вопиющую неграмотность в смысле знания английского языка и связанное с этим, несомненно, возмутительным фактом отсутствие оригинального названия фильма. ПРостите меня. Простите, пожалуйста)

Итак, католикам опять досталось. Ватикан, несмотря на выстроенное с такими усилиями равновесие между почтенностью и либерализмом, в очередной раз выглядит как мрачная всемирная империя зла — на экраны вышел «Код да Винчи» по одноименному роману Дэна Брауна.

Благодаря множеству протестов и громким медийным противоборствам, основное содержание и идеи романа хорошо известны, так что нет смысла их пересказывать. Просто попутно возникает мысль: сколько же можно пинать мертвую собаку? За последних полтора столетия как Ватикан в частности, так и христианство в целом, были уже столько раз и с такой убедительностью биты-перебиты, что добавить еще что-то к этому просто невозможно.

Однако, с другой стороны, стратегию, избранную как Дэном Брауном, так и авторами фильма, можно считать удачной. Это уже проверено — хочешь иметь быстрый и громкий успех — затронь церковь, обозли любую традиционную конфессию с многовековой, а, следовательно, противоречивой историей. Классический пример — Салман Рушди с его «Сатанинскими стихами», которому аятолла Хомейни своим смертным приговором фактически обеспечил литературно-политическое бессмертие (звучит как несуразная игра слов, но это действительно так!) Можно припомнить и дымящиеся руины кинотеатра, сожженного католиками на премьере «Последнего искушения Христа» Мартина Скорсезе. Более свежий прецедент — «карикатурный скандал». Шумиха сначала вокруг романа Брауна, а затем фильма Рона Ховарда — из того же ряда медиатехнологий. И можно с уверенностью утверждать: собственно художественный результат — второстепенное дело. Главное — спровоцировать общественный резонанс, сделать фильм вездесущим, так, чтобы зритель просто не мог от него никуда деться, чтобы как загипнотизированный заполнил собой — залы, а своими деньгами — кассы. Бизнес и только бизнес, ничего личного.

Лишнее доказательство тому — фигура самого режиссера. Вернее, то, что он делает в этом фильме. Рон Ховард — признанный голливудский профессионал, у него есть, в частности, достаточно интересная картина «Игры разума», получившая в 2002 году четыре «Оскара», в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру. А вот с первых кадров «Кода да Винчи» становится понятно, что Ховард не то чтобы чувствует себя не в своей тарелке... Скорее, ему как-то неудобно. Потому что работает с не совсем близким ему материалом. Работает без вдохновения, без драйва, и это чувствуется буквально во всем. В первую очередь — в работе актеров.

Состав здесь задействован действительно звездный. С американской стороны — Том Хэнкс (историк Роберт Ленгдон), Альфред Молина (епископ Арингароса), с французской — Жан Рено (полицейский Безу Фаш), Одри Тоту (Софи Неве). Знаменитые, талантливые актеры, у каждого множество прекрасных ролей. Но почему они такие неинтересные, неэффектные, часто и некрасивые — даже Тоту?.. Неужели дело только в плохих гримерах или осветителях?

Ответ простой. Потому что «Код да Винчи» — это не те «игры ума», не безумие человеческого гения, которое так любит воссоздавать Ховард, а чистейшая конъюнктура. Создание не слишком большого интеллекта. Ряд банальностей и бульварных откровений в духе желтой прессы. Нет, конечно, сценарий можно строить на любом материале — это же кино, то есть визуальное искусство, а не литературное… Однако и «Код да Винчи» — кино жанровое, а не художественное, но с канонами так называемого остросюжетного жанра здесь плоховато.

Потому что именно остроты и увлекательности этому фильму ой как не хватает. Потому что «плохих» и «хороших» парней, дерущихся между собой за тот же Грааль, или что там они ищут, различить почти невозможно — есть слова и жесты, однако нет ни ролей, ни даже ярких характеров. Соответственно, с переживаниями, страстями, эмоциями (речь идет о глобальных вещах, которые должны изменить судьбу человечества, не забывайте!) тоже не складывается. Все как-то хило, холодно, неубедительно. И слезы глицериновые, и кровь свекольная....

Нет, конечно, «хорошие» победят, мир спасут, и все будет в порядке. Но кто спасет уважаемую публику, которую американские рекламисты и католическая церковь совместными усилиями загнали в залы? Риторический вопрос…

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments