cleverfish (cleverfish) wrote in kinoclub,
cleverfish
cleverfish
kinoclub

Питер FM

Режиссер: Оксана Бычкова
Актеры: Евгений Цыганов, Екатерина Федулова, Владимир Машков, Александр Баширов, Татьяна Кравченко, Роберт Городецкий, Андрей Краско
Карлсон
Давно не появлялось такого легкого и светлого фильма. Он не умный, но это его не портит. Он просто расслабляющий, заставляющий улыбаться. И он сделан с любовью. О чем он? О том, как город водит за нос Его и Ее, предназначенных друг для друга. Делает он это с завидной настойчивостью. Они никак не могут пересечься – все время что-то мешает, не дает встретиться. Все мы, конечно, знаем, чем это кончится. И ждем: когда же? Но городу нужно слегка поиграть с этими двумя. Чтобы потом ценили то, что им досталось. То, что мы не увидим, но почувствуем, когда побегут титры.

Говорят, «Питер» похож на «Прогулку» Алексея Учителя. Утверждают это на том основании, что в «Прогулке» тоже были молодые люди, они тоже гуляли по набережным и разговаривали, разговаривали, разговаривали… На самом деле на этом сходства и заканчиваются. Принцип обобщения, надо полагать, тот же, что и у пиратов, которые легко могут объединить на одном диске «И корабль плывет» Феллини c «Титаником» Кэмерона потому, что в обоих случаях речь идет о путешествии на судах с примерно одинаковым водоизмещением. Не слушайте, «Питер FM» - это не «Прогулка». Это лучше, потому что искренней.

…Героиня Екатерины Федуловой торопится на встречу с очень приятным, судя по всему, молодым человеком. И тут из парадного выскакивает Владимир Машков - между прочим, главный секс-символ современного российского кинематографа. Машков небрит - и это явно не пижонская трехдневная щетина. На нем майка с надписью «Дружба» образца тысяча девятьсот восемьдесят какого-то года. У него грязные волосы. Машков кричит:

- Девушка, а девушка!.. – и устремляется за Машей. - Ну, не бегите же так! У меня тапок порвался, я не могу так быстро!.. Постойте же!
- Ну, - отвечает героиня, улыбаясь, но, не сбавляя скорости.
- Вас секс с незнакомыми мужчинами не интересует?
Маша смеется.
- Не-а.
- Я так и думал, - искренне расстраивается он…

«Питер FM» состоит таких маленьких зарисовок. Про злого, но совершенно нестрашного управдома (Александр Баширов) и его соратницу по ЖЭКу (Татьяна Кравченко). Про изгнанного женой на улицу в одних трусах питерца (Андрей Краско). Про самых разных людей. И про белые ночи.

Здесь даже бомжи особенные. Один в исполнении Роберта Городецкого - клоуна из «Лицедеев» (придумавшего, если помните, знаменитый номер «Канарейки») - деловито перебирает выкинутые в мусорный бак фотографии и с видом знатока рвет кадры с плохой композицией и неправильным светом… Петербург у авторов этой картины полон таких странных персонажей, городских сумасшедших. И оттого он слегка напоминает Нью-Йорк из «Быстрой перемены» с Биллом Мюрреем и Джиной Дэйвис. Да и не только в «Перемене», но и во множестве других фильмов, Большое Яблоко – это неизменное средоточие безумия. Только у американцев Нью-Йорк – это безумец немного злой, а у Бычковой Питер оказался безумцем добрым. Наверное, потому, что в ее кино есть явный намек на Георгия Данелия с его «Я шагаю по Москве». Данелия ведь тоже все свои истории рассказывает с какой-то доброй печалью.

Очень умным критикам не понравился этот фильм. Они посчитали его пустым и глупым. Они сказали, что не нашли в нем мыслей и реальности. Что Петербург – он на самом деле не такой, а какой он читайте, мол, у Достоевского и у Гоголя. И вообще: какая еще любовь в колодцах, где только тем и можно заниматься, что убийством старух-процентщиц…

Не слушайте. Создать легкий фильм на самом деле намного сложнее, чем мрачный. Тот же Данелия своим ученикам во ВГИКе любит повторять: «Попробуйте снять так, чтобы из-за экрана не торчали уши режиссера. Чтобы человек, выйдя из зала, мог сказать: «Да так и я могу!» Когда добьетесь этого, можете считать, что у вас все получилось».
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments