Вещь в себе (ex_ex_mor77) wrote in kinoclub,
Вещь в себе
ex_ex_mor77
kinoclub

Categories:

Распутник //The Libertine


"Cupid and Bacchus my saints are,
May drink and love still reign,
With wine I wash away my cares,
And then to fuck again.
"
John Wilmot

С первых же кадров Джон Уилмот заявляет, что он не собирается нам нравиться, но это оборачивается чистым лукавством. Помилуйте, ведь мы уже видели "Плохого лейтенанта" Феррары. Граф Рочестер - развратник, пьяница, дебошир, сочинитель едких эпиграмм и фривольных стишков в те времена, когда ценилась не доблесть, а исключительно острый язык, начинает фильм с театральной речи. Это легко объясняется любовью к театру, к сцене, - настигающий цинизм все сильнее подталкивает найти нечто выше. Несмотря на распутство и грешки, на невоздержанный образ жизни и грубую честность, Уилмот не превратился в моих глазах в антигероя, не превратится и в глазах других. В наше время, когда свои пороки приходится тщательно упаковывать и откладывать подальше от зоркого глаза корпоративной этики, такие люди не кажутся антигероями. Их, скорее, окружает привлекательный ореол. Ко всему прочему Уилмот слишком образован, слишком утончен в своем беспутстве, а все кино превращается в каскад изящных диалогов, связанных друг с другом картинами гниющего Лондона. Посвящается фильм, кстати говоря, Хантеру Томпсону и Марлону Брандо. В этом, наверное, и заключается ирония картины - Уилмот, умирающий от сифилиса, изменяющий жене, никогда не бывающий трезвым все равно не может не понравиться. Потому что он делает то, что хочет.

Картина "Распутник" в большей степени позволяет трактовать слово "the libertine" как вольнодумец, хоть главный герой и не может служить примером для добродетельной жизни. Мы следуем за ним, желая подтвердить или опровергнуть свои предположения, смело шагая из кареты зрительного зала в жирную лондонскую грязь, похоть и скучающую развращенность, чтобы познакомиться с будничным самоуничтожением. Наряду с конформистскими приемами современных режиссеров, рождающих череду чрезмерно банальных, скучных, докучающих моралью картин- биографий, должны рождаться картины-протест, вещи иного плана. К сожалению, я не могу сказать, что "Распутник" революционен, а Деппу удалось создать нестандартный образ. Но впервые за долгое время я вижу возможность разной трактовки по-своему обаятельного образа порочного героя. Он попусту прожигает свою жизнь в помойной яме, хотя очень умен, а потому не может вызывать симпатии. Однако в том мире, где он вращается, трудно вести иную жизнь, а размах можно демонстрировать только в разгуле.

http://www.ljplus.ru/img/m/o/mor77/libertine4_little.jpeg.jpg

Сама история представляет собой знакомство с Джоном Уилмотом, который встречает в театре бездарную актрису и, заметив в ней характер, на спор решает сделать из нее новое дарование. Наряду с этим демонстрируются отношения с женой (кстати говоря, прекрасно демонстрируются. Это такой интеллектуальный тандем) и королем, который не оставляет надежд обратить дар оратора и драматурга на службу короне. К сожалению, надежды не могут увенчаться успехом - и надежды короля остаются погребены под горой огромных дилдо и занавеса в виде женской промежности.


http://www.poeforward.com/poetrycorner/wilmot/bio_files/image005.jpg
Если рассматривать важность исторического образа Уилмота, то тут начинают возникать серьезные сомнения. Назвать его "гениальным поэтом", как сделано в фильме, я бы не решилась. Основным поэтическим достоянием, которое оставил нам Рочестер, являются эпиграммы, любовные стихи и различного рода фривольные сочинения про члены, любовниц и разнообразный трах. Найти его пьесу "Содом" мне, к сожалению, не удалось, а потому смелость выходки, высказанной в пьесе, оценить не могу. Интересующиеся могут ознакомиться со стихами здесь - http://www.poeforward.com/poetrycorner/wilmot/poems.htm

- Если он напился, то можете смело его брать. Но если он лишь немного выпил, берегитесь.
- А если он трезв?
- Тогда это не он.


http://www.ljplus.ru/img/m/o/mor77/libertine2_littl.jpg

Что касается любви к Элизабет Барри, то эта линия в фильме проведена суховато. Некрасивую, но талантливую актрису играет Саманта Мортон. Саманта Мортон очень хороша во многих фильмах, но здесь ей чего-то не хватило для того, чтобы продемонстрировать блеск сценического мастерства. Безусловно, разница до встречи с Уилмотом и после, когда, подогреваемая влечением к блистательному мужчине своего времени, она начинает задаваться вопросами, что чувствуют героини, как же нужно играть ту или иную роль, присутствует. Но сказать, что талант Барри заблистал, нельзя. Возможно, в этом проявляется та самая интересная двойственность фильма, которая показывает романтические увлечения и надежды графа - но без мелодраматического исступления, его желание жить во всю силу - и жалкое окончание, его старания делать как можно больше, яростнее, развращеннее - и всего-навсего тренировка средней актрисы. Не знаю, задумывал ли режиссер последнюю встречу Элизабет и Уилмота драматичной, но она проходит перед зрителем очень сухо, очень просто. Строго говоря, в истории Уилмота, на мой взгляд, нет надрыва. Он медленно идет к своему концу, пожиная плоды того, что посеял. Он любит себя, любит свою разницу от окружающих, а потому не может сконцентрироваться на других.

- Иисуса тоже бросили ученики, он тоже страдал и умер, всеми ненавидимый.
- Знаете ли, в основном его жизнь отличалась от вашей.


Если опять обратиться к сведениям о реальных персонажах, то говорится следующее: "Часто повторяющийся анекдот рассказывает, что семнадцатилетняя Барри в первое время играла настолько неумело, что была уволена из театра несколько раз, но затем стала прекрасной актрисой под руководством своего любовника, графа Рочестера. В то время, как многочисленные источники говорят о том, что Рочестер являлся любовником Барри, реально факт ученичества Барри подтверждает единственный источник, опубликованный в 1740 - спустя 65 после самих событий - Эдмондом Керлом, прекрасно известным своими причудливыми и неточными биографиями"

Основным достоинством фильма являются его диалоги. Очень долго в современном кино на диалогах сконцентрироваться было нельзя, они служили лишь необходимой поддержкой для неустанного экшна или же были наработаны очень давно и служили шаблонами. Здесь речь героев - один из нестираемых плюсов. Да, граф Рочестер - распутник, но он аристократ, человек с развитым интеллектом, а таких в современных кинозалах сильно не хватает. Цельная, интересная, очень сдержанная работа, хоть и не лишенная типичных недостатков биографических картин. Но фанаты Деппа в любом случае будут довольны.
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 21 comments

Recent Posts from This Community