Димыч (dimasey) wrote in kinoclub,
Димыч
dimasey
kinoclub

"Охота на пиранью"

Наконец-то и я сподобился посмотреть этот мною давно ожидаемый боевик. Как мне ни стыдно признаваться, но я фанат первых трёх книг Бушкова про пиранью, это прекрасное, не напрягающее мозги чтиво. За долгие годы и бесчисленные перечитывания я выучил их практически наизусть, сроднился с населяющими их характерами и это естественно повлияло на моё отношение к фильму.

Чем неординарна книга? Тем, что всё действие происходит не где-то, куда и где мы никогда, а в родных провинциальных пенатах. И герой тоже наш, узнаваемый, но наделённый невероятными способностями, которые также отлично мотивированы: мол, спецназ там, то-сё, простым смертным и не снилось. На дворе - дикие девяностые, кожанки, ларьки. И вот это сочетание адаптированной бондианы с отождествляемыми любым немосквичом умилительными провинциальными деталями и придавало неповторимую убедительность и захватывающую новизну описываемым событиям.

Что сделали афтары фильма? Перенесли действие в наши дни, за это им минус. Впрочем, на окунуться в дремучие девяностые решиться не просто. Один гениальный Балабанов попробовал это не так давно, но его всегдашняя самобытность не позволила, к сожалению, рядовому потребителю "Жмурок" постигнуть, о чём кино. Афтары "Пираньи" сделали вообще многое, чтобы изничтожить практически все идеи оригинала. Во-первых, полный кретинизм с этой лабораторией, "спасением мира" (диалоги на эту тему не просто тупые - они дебильные). Ничего этого в книге нет, а ведь эта придумка повлекла за собой практически все изменения сюжета, мотивации героев. Например, Ольга в книге - это жена Мазура (гораздо более убедительная причина рвать жопу за близкого человека, нежели за довольно неуклюжего штампа "бадди-партнера" из не слишком удачных халлевудских политкорректных фильмов). Мотивация Прохора опять же другая, в книге она нам неизвестна, здесь же фрейд на фрейде сидит и фрейдом погоняет. Вся линия криминального авторитета (в исполнении Гармаша) безнадёжно скомкана и опять же ради соблюдения навранного в начале пришлось менять и многие сцены по мере развития. Мазур - это вообще супермен без страха и упрёка, хотя в книге он вовсе не идеален (например, Вику убивает именно он и это в итоге всё равно правильно. А тут это исполняет как бы и без того душегуб, а с героя в белом взятки гладки).

Ну и картинки просто ужасны, по-моему, особенно в начале. Вернее, не сами картинки, а архетипы, в них используемые. После первых десяти минут, когда нам показали и химикалии привычного лимонного цвета, и свет неоновых ламп, и офисные скоросшиватели, и брючные костюмы с расстёгнутыми блузками и ноутбуки, а потом Миронова, с увлечением играющего в модного киллбилла на вилле кокаинового барона, я серьёзно подумал о том, чтобы выключить. Это не просто штампы, друзья, это плагиат. Кто сказал нашим современным клипмейкерам, что нужно не только снимать, чтобы КАК в халлевуде (против этого я ничего не имею), но и ТО ЖЕ САМОЕ (это лишнее, я так думаю). Да этого потребляемого нами же говна и так хватает, так зачем же опять всю ту же хрень, всё теми же картинками, вот что обидно.

Но сцены в тайге и в деревне Прохора всё с лихвой искупили. Опять же, поменьше бы мотивировки того, что сами не от большого ума напридумывали, побольше бы действительно интересных сцен, которых немало в книге (динамика отношений в замкнутой на себя группе, нравственный выбор, который каждый делает для себя, а главное, ощущение чужой планеты, робинзонады, хотя действие происходит, казалось бы, в родных пенатах), всё это сделало бы фильм действительно событием. А так получился вполне проходной боевичок, не особо претендующий.

К актёрам претензий нет никаких, все молодцы. Миронов - как всегда, я всё время жду, когда же он облажается, не злорадно жду, а потому что в это просто невозможно поверить, что он творит всякий раз. У него в глазах там именно та "тёмная водица", о которой пишет Бушков, потрясающе до умопомрачения.

Короче, вот моё пожелание отечественному синематографу: уже все давно поняли, что мы можем снимать "не хуже, как у них". Давайте же теперь не зацикливаться на их же нам глубоко чуждых штампах, у нас своих должно хватать! Некоторые диалоги ну ведь просто блестящие, омериканцам их даже не перевести, по-моему. А в остальном, осталось стойкое убеждение, что фильм по ходу дела адаптировали специально в расчёте на восприятие привычных визуальных символов копирующих самих себя блокбастеров. Лавры "Дозоров" им покоя не дают, что ли? Так ведь и они за рубежом всего-то ничего насобирали. Так нахрена вообще халливуд этот копировать, своего доморощенного навалом, по-моему. Кстати, мне именно поэтому очень понравилась "Жесть", именно этим домотканным ужасом. Перед лоскутными зомби, чёрными грабителями в вязаных масках и прочими легендами большого благополучного города у нас генетического страха нет. А вот к бомжикам этим замызганным, синяку, который сидит-сидит пьяненький, а потом топорик ухватит да пойдёт всех крошить почём зря, не каждый решится в полночь постучаться и попросить сделать потише. Это знакомое, исконное, а потому пробирает до самых печёнок.

Вот в этом сила, брат.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments