Некто Л.Л. (lazarus_long007) wrote in kinoclub,
Некто Л.Л.
lazarus_long007
kinoclub

  • Mood:
  • Music:

Ночь на Земле \ Night on Earth

1991 год, автор сценария, продюссер и режиссёр Джим Джармуш, в ролях Уайнона Райдер, Роберто Бениньи и другие.

Тяжела и неказиста жизнь Нью-Йоркского таксиста. Как, впрочем, и любого другого таксиста - в Лос-Анджелесе, Париже, Риме, Хельсинки... Особливо - ночью. Работа тяжёлая, денег мало, клиенты - сплошь чудики какие-то попадаются. Сами таксисты, конечно же, люди тоже не вполне обычные.
И вот катаются эти странные существа по ночам в разных уголках планеты, перевозят других странных существ и чтобы не уснуть за рулём обсуждают проблемы разной степени важности, злободневности, комичности, трагичности и содержательности.

Пацанка-таксистка из Лос-Анджелеса (Райдер) мечтает встретить по-настоящему хорошего парня, стать механиком и слишком много курит. Её пассажирка занимается подбором актёров для Голливуда и предлагает ей попробать себя в кино, а получив отказ очень удивляется, ведь "ведь все хотят стать кинозвёздами".

Бывший клоун из бывшего же ГДР Хельмут Крокенбергер не только плохо знает Нью-Йорк и разговаривает по-английски, но и машину-то водит с трудом, поэтому таксёрить для него - целая проблема. Настолько серьёзная, что для того чтобы куда-то нормально доехать, пассажир должен сесть за руль сам. Что с готовностью и делает Йо-Йо, потому как никто кроме Хельмута ехать в Бруклин ночью не желает. Йо-Йо кажется очень забавным имя Хельмута, тому кажется забавным "Йо-Йо", но их общению это не мешает. Вот только как Хельмуту потом покинуть Бруклин? Дорога была длинная, а все развилки похожи одна на другую как две капли воды...

У темнокожего афро-французского таксиста тоже не всё ладно - у него был очень тяжёлый день, плавно перетекший в ночь. Его оскорбляют и унижают такие же как он выходцы с чёрного континента. Разница между ними лишь в одежде, расположении духа, да количестве выпитого алкоголя. Но этих хоть можно без зазрения совести высадить посреди города - то-то им будет "весело" тащиться ночью пешком. Но вот смириться с откровенным презрением слепой девчонки, с которой ты пытаешься завязать разговор - это уже потруднее.

В Риме таксёрит Роберто Бениньи, которому к тому же в клиенты достался настоящий священник, поэтому чёрная буффонада зрителю обеспечена. Этот тип кого хошь до смерти заболтает...

Финский таксист, только что переживший жизненную драму, и его пьяные клиенты, заливающие увольнение товарища и горланящие "Ой, мороз, мороз!..." песни до смерти напоминают нашу с вами советскую действительность. Просто таки сакраментальное "Ты меня уважаешь?" отовсюду проглядывает.


Как вы, наверное, заметили, фильм состоит из пяти новелл, каждая из которых посвящена отдельному эпизоду в совершенно разных частях света. Общего в них - только ночь и такси. А вот национальный колорит, проблемы и чаяния - совершенно разные. В промежутках между разговорами своих героев режиссёр успевает ухватить и во всей красе продемонстрировать виды окружающей местности, а они, как нетрудно догадаться, крайне разнообразны и поэтому очень атмосферны.
Фильм получился просто изумительный. Изумительный по-джармушевски. В нём есть и спокойная созерцательность, и атмосферность, и колоритнейшие персонажи, и убойные диалоги, и комическое, и трагическое. И при этом - практически полное отсутствие сюжета, герои просто едут в машине и разговаривают. Весь смак в том, что это за персонажи и как они разговаривают. Именно поэтому эпизод во Франции снят на французском, в Финляндии - на финском, а в Италии - на итальянском, с субтитрами. И именно поэтому смотреть фильм желательно в оригинале или с русскими титрами. Потому что никакая русская озвучка не сможет передать весь смак интонаций.
Джармуш в своём репертуаре. Если вам понравились "Кофе и сигареты", то "Ночь на Земле" понравится совершенно точно - будете смотреть и нахваливать, а потом ещё и пересматривать.
Как верно и обратное - если "Кофе" вам не нравятся, скорее всего, не понравится и "Ночь".
Жанр этого фильма определить достаточно сложно, лучше всего, наверное, подойдут слова "трагикомедия" и "road moovie" (последнее определение, впрочем, вообще ни о чём не говорит).

Не знаю, что ещё добавить. Тот случай, когда (на мой вкус, разумеется) в фильме всё замечательно - и сценарий, и постановка, и визуальный ряд, и игра актёров... Шутка ли - мне даже Уайноночка понравилась, а это с ней случается так редко ;-)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 18 comments