Вещь в себе (ex_ex_mor77) wrote in kinoclub,
Вещь в себе
ex_ex_mor77
kinoclub

Дом мертвых //House of Dead


Это диавольское кино. Оно вызывает какие-то первобытные ощущения, а от злой сатиры Болла сводит зубы. Многие говорят, что при просмотре надрывали животики до коликов, но, думаю, это защитная реакция наподобие тех, что возникали у людей при просмотре фильмов Макса Касла; мне же было если не страшно, то как-то серьезно не по себе. Я впервые вижу такое пренебрежение к развитию событий и такую пытку канонов жанра, соединенные с несомненным режиссерским мастерством. Не пародию, а именно целенаправленное издевательство, бьющее в одну точку. Пародия - это белобрысый Нильсен, выходящий в паричке наподобие "Дракулы Брэма Стокера", а Уве Болл действует совершенно иначе. "Дом мертвых" является настоящим произведением искусства, античеловеческим по своей сути и, кстати говоря, великолепно демонстрирующим основную фишку игры на Sega, по мотивам которой фильм был снят. Миру давно нужен мессия, который сумеет средствами кино показать, насколько же оно вредно и разрушающе, и этим мессией вполне мог бы стать Уве Болл. Он сделал не экранизацию, а злую сатиру и неинтерактивную версию игры. Его фильм отнюдь не плох, он очень энергичен, но заключенный в нем посыл разъедает мозг.



Сюжет фильма, собственно, не имеет никакого значения, как не имеет он и тогда, когда ты покупаешь гору жетонов и начинаешь гасить мертвецов с помощью пластмассового пистолета. Вызывают интерес кислотные титры под агрессивную музыку. С первого же раза нам описывают пятерку тупых дебилов и честно признаются, что скоро все они умрут. Два парня, интеллект которых находится на уровне моллюсков, блондинка (ее, кажется, играет порнозвезда), негритянка и более-менее разумная брюнетка собираются поехать на остров, где проходит рейв-пати. Видели похотливых кретинов из "Хостела"? Участники картины Эли Рота ничто по сравнению с этой партией. Болл демонстрирует не просто глупых людей, он показывает явных имбецилов, зацикленных только на том, чтобы потрахаться на свежем воздухе, причем красивый пейзаж, несущийся вперед корабль, ведомый персонажами-ссылками капитаном Кирком и Салли, неплохие съемки с вертолета, показывающие заросший лесом остров, лишь подчеркивают это. Ненависть и презрение режиссера к озабоченному и недалекому молодняку носит ярко выраженный характер. Причем его издевательство имеет какой-то... языческий, что ли, оттенок. Это та степень злобной шутки, когда становится не смешно, а как-то не по себе. Дальше Болл заставляет одного из придурков блевануть в лицо блондинки, а затем бесцеремонно демонстрирует грудь последней. Совершенно иная трактовка подобного эпизода из жопно-сортирных комедий. У Болла эта группка выглядит жалко и неудобно. Стоит ли говорить, что площадка в зловещем лесу, окруженная светящимися огоньками, чужеродна и похожа на разложенный посреди опушки школьный утреник с непременной водкой, неопрятными бабами, показывающими сиськи, и так далее, а эпизод с озабоченным парнем и купающейся девицей, демонстрирующей тело, выглядит донельзя абсурдно.



После этого начинается жестокая и ломающая мозг психоделика. Персонажи поступают и действуют так, словно на них нашло умопомрачение. Причем я не могу сказать, что нарисованные Боллом характеры неверны. Те же двое парней, сорящие своими баксами и совершенно не желающие узнать, куда же подевался рейв и почему все палатки пусты, весьма похожи на тех идиотов гопнического плана, с которыми мне, например, приходилось учиться в школе. Но он гипертрофирует их, чуть-чуть не доводя до гротеска, когда хотелось бы рассмеяться. А за всем этим бегают (очень быстро бегают), шелестят шагами зомби. Зомби здесь истинные охотники, они вудуистичны, хозяева леса. Ночной лес сам по себе достаточно страшен, но здесь он похож на небольшой полигон и заполнен достаточно юркими и разумными зомби, чей примитивный грим и одежда вызывают ощущение фарса, охоты людей на людей. Это что-то вроде игры в "Зарницу", когда ты бегаешь по лесам и знаешь, что это игра, но до чертиков боишься попасть в руки противодействующей команды, потому что в мое время это было небезопасно. Действия членов группы непредсказуемы. Они очень глупы, но непредсказуемы. Например, подоспевшая офицер полиции, когда зомби гонятся за ней, не начинает отстреливаться, а кричит спутнику: "Беги!", хотя он перед тварями совершенно беззащитен. Последний, кстати, настолько туп, что переворачивается в биотолчке и лежит там беспомощный, пока остальные члены группы его не достают. Впрочем, это и спасает ему жизнь.



"Дом мертвых" - это не фильм ужасов, не триллер, это граничащий с убийственной жестокостью глум - и сама игра. Когда играешь в "Дом мертвых" на Sega, хоть и получаешь удовольствие, никак не избавиться от мысли о том, что хоть у тебя не заканчиваются патроны, когда-нибудь ты устанешь, а зомби не устают. С каждым уровнем их все больше и больше. В фильме есть поистине шикарная сцена, в которой группа, вооруженная до зубов, продирается к дому через орду мертвецов. Броуновское движение ленивых статистов не подчиняется никаким законам. Тяжелая, бодрая музыка, вращение камеры, замедленный темп, эффектные удары, траектории пуль, пафос подачи и языческие вставки из игры, включая красный экран, когда кто-то умирает. Длинная быстрая нарезка из сменяющихся черепов имеет гипнотический эффект. И что мы видим? Глупая негритянка, парень, рекламирующий трусы, покуривающий сигары под дождем капитан судна и т.д. превращаются в крутых игроков, палящих из обоих стволов. Болл великолепен - он показывает, что под личиной кладущих зомби наповал "героев" скрываются откровенные лузеры и дебилы, при этом поединок весьма захватывающ и энергичен. Он демонстрирует трансформирующую силу игрушки, не скрадывая до конца свойств жалкой личности каждого. Показателен в этом плане и "подвиг" капитана, выходящего к зомби с зажатой в руке динамитной шашкой, - после взрыва в доме, где скрываются остальные, сносит двери, и зомби врываются в укрытие. Антигеймерская картина.

Фильм очень злой, беспощадный и руководствующийся логикой хладнокровного психопата. "Дом мертвых" - картина полностью клиническая, это справедливый приговор развлекательному кино и играм, приговор культуре потребления, воспитывающей орды дебилов. Это однозначно MUST SEE, это ультиматум и пример антикинематографа, который должен пробудить людей от эскапизма. И, что удивительно после длительных дебатов на разных форумах, с учетом проката фильм окупился и принес создателям где-то полтора миллиона $. Немного, конечно, но все же. Странно, что после этого Уве Болл стал снимать такое отстойное и безыдейное кино, как "Бладрейн", например.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 26 comments