cleverfish (cleverfish) wrote in kinoclub,
cleverfish
cleverfish
kinoclub

Categories:

V значит вендетта \ V for Vendetta

Режиссер: Джеймс МакТиг
Актеры: Натали Портман, Хьюго Уивинг, Стивен Фрай
Тем, кто хоть каким-то краем зацепил СССР, смотреть дебютный фильм Джеймса МакТига с Натали Портман в главной роли будет очень занятно. Можно будет, с оказией, вспомнить разом все советские киноленты, в которых речь шла об ужасах царизма, борьбе революционеров за правое дело, Ленине в Шушинском и Ленине в Разливе… Словом, очень забавное зрелище.

В Великобритании есть праздник имени Гая Фокса, отмечается 4 ноября. В этот день принято надевать маски с усиками и бородкой, запускать фейерверки, устраивать салюты и развлекать себя разными другими пожароопасными способами. Так что этот самый Гай – человек в Англии довольно известный. Но памятников ему во всем туманном Альбионе вы не отыщите. Потому что он был террористом и асоциальным типом. Собирался взорвать здание парламента с заседающими в нем парламентариями и королем в придачу, пожаловавшим к депутатам в гости. «Пороховой заговор» был раскрыт, Фокса задержали. Нрава он оказался веселого, много шутил, пока его не повесили. И что, собственно, столь бурно отмечают британцы уж четыреста лет с лишним? Спасение короля и парламента? Вряд ли. Учитывая, что все они надевают маски Гая Фокса и взрывают пиротехнику – в этот день они, очевидно, отождествляют себя с ним. И в шутливой форме расправляются ежегодно с любимой властью.

«V значит вендетта» по сценарию знаменитых «матричных» братьев Вачовски (по комиксам Алана Мура и Дэвида Ллойда) о новом Гае Фоксе. Якобы в Англии в недалеком будущем установилась диктатура. Не пролетарская, как нетрудно догадаться, а неких христианских консерваторов во главе с «канцлером». Кажется, этот ужас не кончится никогда. Но однажды появляется некий товарищ, вырядившийся в костюм самого прославленного подрывника XVI века, и уничтожает одну из архитектурных достопримечательностей британской столицы. В дальнейшем, захватив студию единственного телеканала, новый Фокс сообщает стране о том, что через год он сравняет с землей здание парламента - и это, мол, станет началом конца диктатуры. Вся карательная система ищет возмутителя спокойствия, но, разумеется, безуспешно. Также не дают результата и поиски девушки, которая, как считает полиция, является его напарницей…

В целом перед нами некий микс из «1984» Оруэлла, «Графа Монтекристо» Дюма, английских романов XIX века с галантными джентльменами, сыплющими остротами направо и налево, и литературы более старой, начиная с антиклерикальных памфлетов позднего Средневековья.

На что, собственно, намекают авторы? Вряд ли на что-то конкретное. Однако тот способ, которым проклятые фашисты захватили власть, очень напоминает хит Проханова пятилетней давности «Господин Гексоген», в котором главный редактор газеты «Завтра» непрозрачно намекал, что дома в Москве взорвал В.В.Путин. В «Вендетте» похожая схема: правительство само распространило смертоносную инфекцию, объявило, что отечество в опасности, от страха люди безоговорочно ему доверились – так под шумок была установлена диктатура. Потом «виновных», конечно, нашли и демонстративно покарали. А новые правила с комендантским часом и прочими ограничениями демократических свобод, так и осталась.

Фильм, конечно, снят людьми, не имеющими никакого представления о тоталитарном обществе и его устройстве. Им стоило бы, например, ознакомиться с картинами Сокурова, чтобы понять, о чем идет речь. А еще лучше - посмотреть хронику похорон Иосифа Сталина. И сразу за этим почитать отчеты о репрессиях. Тогда у них, быть может, и получилось бы снять что-нибудь внятное про народ, который коллективно сходит с ума.

Деспот, над которым смеются – уже не деспот. Потому что там, где смех, нет страха. А если нет страха, то нет и тоталитаризма. Когда люди открыто говорят о том, что не верят пропаганде – это означает, что диктатуры нет. При диктатуре большинство верит новостям. А меньшинство боится быть растерзанным, поэтому обсуждает все шепотом.

Словом, ничего похожего на настоящий ужас тоталитаризма вы в «Вендетте» не найдете. Зато обнаружите много столь знакомого нам по советским фильмам пафоса. И тут вас может даже немного пробить на ностальгию. Ну и еще там красивая Натали Портман в главной роли.

ЗЫ Фильм на самом деле понравился, несмотря на то, что чушь в целом невообразимая. Сам даже не пойму в чем дело. Настроение у него какое-то правильное. Ну и плюс - мне нравятся страны «с историей» и люди с чувством юмора.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments