cleverfish (cleverfish) wrote in kinoclub,
cleverfish
cleverfish
kinoclub

Categories:

Горбатая гора / Brokeback Mountain

Режиссер: Энг Ли
Актеры: Хит Леджер, Джейк Гилленхаал, Рэнди Куэйд, Энн Хэтэуэй, Мишель Вильямс

Теперь фраза "Да я погляжу, ты – ковбой" выглядит весьма двусмысленно. И предложение о встрече на Горбатом мосту в Петербурге тоже приобрело новый оттенок. "Горбатой горе" надавали уйму "Золотых глобусов"; Британская киноакадемия назвала ее лучшим фильмом 2005-го; эта картина взяла первый приз на Венецианском фестивале; да и три "Оскара" за раз - хоть и предполагалось, что урожай будет богаче – это тоже не шутка. Но столь ли хороша на самом деле эта гора? Лично я придерживаюсь мнения, что она слишком горбата.

Сюжет, судя по всему, знают уже все. В штате Вайоминг два ковбоя нанимаются пасти на дальнем лугу овец. В какой-то момент брутальные парни вдруг обнаруживают, что испытывают друг к другу непреодолимую страсть. Когда лето заканчивается, молодые люди расстаются, считая, что все произошедшее вскоре забудется и жизнь войдет в прежнее русло. Однако, несмотря на то, что оба вскоре женятся и обзаводятся детьми, воспоминания о том романтическом времени не отпускает любовников. И они начинают встречаться один-два раза в год, не решаясь бросить свои семьи и поселиться вместе…

Утверждается, что «Гора» - это первый фильм, в котором геи не протестуют и не борются за свои свободы, а просто живут, и просто любят. Прямо как все остальные люди. Похоже на брошюры в духе: «ВИЧ-инфицированные – тоже люди! СПИД не передается половым путем!»

Сей пропагандистский порыв, может, и шокирует, но к искусству вряд ли имеет отношение. Доказать, что этот фильм слаб не так уж сложно. Достаточно мысленно заменить героя Хита Леджера женщиной – и сразу становится ясно, что так не бывает. Геи, и вправду, люди. И отношения, родившиеся на Горбатой горе, по крайней мере такие, какими их нам представили Леджер и Гилленхаал, должны были оборваться сразу после расставания героев. Эта связь выглядит как вынужденная. Что-то типа случаев мужеложства, случающихся в тюрьме или армии. Парням очень хотелось секса. Едва дорвавшись до женского тела, они выкинули бы произошедшее между ними из головы раз и навсегда. С какой стати эти двое должны были потом страдать душевными муками – одному режиссеру этого фильма известно. Единственное разумное объяснение, которое напрашивается: геи не такие, как все. И любовь у них развивается по другим, нечеловеческим законам.

Самое интересное, что в рассказе Энни Пру, по которому фильм снят, с внутренней логикой все в порядке. Согласно этому произведению гомосексуалистами не рождаются – ими становятся. Энис вырос без родителей, что и сказалось на его развитии. Отец же Джека был самодуром, деспотом, постоянно унижавшим ребенка. Его мать, определенно, относилась к сыну, как к дочери. В результате, достигнув зрелого возраста, он неосознанно стал искать жеребца, который бы его оседлал. И вот ему представился случай. Все его дальнейшие действия были лишь попыткой вернуться к норме (в кавычках или без – решайте сами). Джек обманывал сам себя. В спутницы себе он, что характерно, выбрал особу, которая подавляла его своим «Я», у которой была только одна very important person - она сама. Тот, кто рядом, не имел для нее никакого значения.

Энис же просто плыл по течению. Появилась женщина – прекрасно, дети родились – окей, жена предложила развестись – хорошо. Только когда его друг погиб, до него дошло, какое на самом деле значение имели для него эти многолетние отношения.

Именно Энис, согласно первоисточнику, соблазнил Джека. Энг Ли непонятно для чего поменял героев местами. Еще он зачем-то ввел нового персонажа – тестя Джека, с которым гей с переменным успехом борется за доминирующее положение в стае-семье. Ну и вычистил всю грязь. Как сказал один американский комик (первая буква «к»): «Как вычислить ковбоя гомосексуалиста? – У него седло от Версаче».

В итоге получился набор открыток. Никаких описанных в рассказе вонючих палаток и грязных овец – сплошная пастораль для мечтающих о ковбойчиках престарелых гомосексуалистов. Таких ковбойчиках, каких в реальности не существует.

Ну и немного об игре актеров. Они, конечно, пытаются «смахивать на геев». Иногда это у них даже почти получается. Леджер, кажется, старается больше. Гиленхаал же… «Актриса Лия Ахеджакова всегда играет одинаково». Все тот же взгляд с поволокой, которую он подпускал и в «Донни Дарко», и в «Морпехах», и везде. Причем, если в «Донни» это подошло его герою, во всех остальных картинах это выглядит как нечто совершенно ненужное. Мишель Вильямс неплохо исполнила свою роль. Только зачем-то из нее сделали невинную жертву чужой страсти. В то время как по книге она была фригидной дурой. В рассказе вообще все женщины не очень приятные существа - это, мол, еще одна причина, по которой мужики льнут друг к другу с неистовой силою.

Есть, впрочем, в «Горбатой горе» и плюсы. После просмотра можно сделать один интересный вывод: "У гомосексуалистов, оказывается, рождаются чертовски красивые девочки". Пожалуй, ради этого можно даже и одобрить распространение этого явления по планете, раз результат столь прекрасен. Мол, хочешь быть геем, чувак – роди девочку и дальше резвись себе. Сколько влезет.

ЗЫ Кстати, утверждается, что это первая картина, в которой ковбои выведены отъявленными гомосексуалистами. Ну, на счет отъявленных спорить не буду, а вообще еще в 1969 году Джон Шлезингер снял «Полуночного ковбоя», в котором Джо Бак, герой Джона Войта, за деньги обслуживал нью-йоркских гомосексуалистов. Да и отношения Джо и Риццо в исполнении Дастина Хоффмана тоже исключительно дружескими не назовешь. Так что "ГГ" - не прецедент.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 20 comments