Елена Успенская / Белая Скво (white_skvo) wrote in kinoclub,
Елена Успенская / Белая Скво
white_skvo
kinoclub

«Убить Фрейда»/«Incoscientes», реж.Хоакин Ористрель (2004)

Название в российском прокате – «Убить Фрейда!»
Сразу напрашивается вопрос: за что? почему?


Что говорил Фрейд о самопознании и методах психоанализа? Говоря более простым, чем психоаналитический, «языком фильма», нам с Вами надо:
- «заглянуть внутрь себя»,
- «погрузиться в наше детство»,
- «погрузиться в наши сны»,
- «исследовать бессознательное»,
- и, в конце концов, «открыть глаза на правду».
(предлагаю не обсуждать вопрос: так ли, действительно, считал Фрейд или иначе. Мы обсуждаем не его мысли, а всего лишь фильм, фразы эти я написала практически дословно.)

Именно это и сделал один из героев фильма – молодой врач-психотерапевт Леон.
До момента знакомства с Фрейдом он был перспективным врачом в области психотерапии, имел любимую жену, которая на момент происходящего была беременна от него, работал под началом своего тестя и весьма успешно, не нуждался, денежки водились, достаток был.
И тут! Скандал! Сенсация! Новое учение и новый метод в психотерапии – психоанализ! Революционное учение Фрейда поражает умы и воображение!
И наш герой отправляется в путь, падает к ногам «гуру» и просит взять его в ученики. Шесть месяцев успешного обучения и с новыми надеждами он возвращается в родной город и приступает к работе.
Методом психоанализа он изучает четырех пациентов: три пациентки с различного рода истериями (довольно распространенный диагноз того времени) и последний – это он сам. С каждым из пациентов Леон погружается в мир скрытых или подавленных фантазий, стремлений, страстей. Так сказать, познает их и свой внутренний мир, открывает глаза на правду!
Психоаналитическая терапия длится всего неделю, но за эту неделю Леон узнает о себе много интересных вещей, а именно то, что он – мазохист, эксгибиционист, наркоман, извращенец, трансвистит, что воспитала его пара, состоящая из нарциссического садиста и фригидной кастраторши, что мать его – шлюха, а отец является к тому же и тестем, то есть жена нашего героя – его же сестра, то есть на лицо – инцест, а любовь всей его жизни – это старый университетский друг.
Не слабо?!!!
А самое главное – не познакомился бы он с психоанализом Фрейда, и не было бы всего этого! Вот и решил спасти всех нас от «дядюшки Фрейда», а то ведь он «уничтожит все человечество, каким мы его знаем»!
Но Фрейд выстоял в этой схватке, стало быть, человечеству повезло не очень ;)))

Интересно, что Вы подумали, когда начало прочитали: это комедия или трагедия?
Это комедия – ироничная, забавная, умная!
Именно поэтому наш герой – квинтэссенция фрейдистского учения. Он является сгустком бессознательных, табуированных или подавленных влечений, которые выводит из бессознательного на более осознанный уровень и реализует. Вот такой портретик и получается, полный фрейдистский список, вплоть до инцеста!

Сюжет у фильма - детективный. Действо начинается с того, что расстроенный Леон сбегает из дома и исчезает в неизвестном направлении, ничего не объяснив своей беременной жене Альме.
Альма – весьма искушенная в психотерапии дама. Ведь она является одновременно дочерью местного психотерапевтического светилы и женой перспективного начинающего психотерапевта. К тому же она активна, чувственна, начитана и несколько эксцентрична. Все эти качества не позволяют ей сидеть сложа руки, и Альма бросается на поиски мужа, затеяв самое настоящее детективное расследование. Помогает ей в поиске истины и собственного мужа некий Сальвадор, который является мужем сестры Альмы.
Путеводителем, с помощью которого они ищут Леона, является его диссертация, в которой он очень подробно описал работу со всеми четырьмя пациентками. Себя в диссертации он назвал зашифрованным именем – Ноэль.
Альма и Сальвадор должны разгадать все загадки этой диссертации, чтобы отыскать пропавшего врача. Вместе они проходят, по сути, тот же путь, что и Леон. Ведь им предстоит познакомиться со всеми пациентками, а, значит, самим столкнуться с бессознательными импульсами как своими, так и чужими. Но на их жизнь расследование влияет благотворно. Например, Сальвадор, который настолько задавил все свои чувства и эмоции, что был похож скорее на робота, раскрылся, признался в том, что любит Альму очень давно, и получил ответный отклик. В конце фильма – они весьма счастливы вместе.
И все эти события происходят на фоне ожидания, а впоследствии, триумфального приезда самого Фрейда, которого от лица местного клуба любителей психоанализа должен был приветствовать пропавший Леон.

Так как действо происходит в начале 20 века, то фильм снят в стиле ретро. Обстановка, костюмы, декорации, грим – все качественно выдержанно и достаточно хорошо соответствует эпохе.
Приглянулся мне и актерский состав, особенно, парочка, вокруг которой крутится основной сюжет: Леонор Уотлинг (Альма) и Луис Тосар (Сальвадор). Они были бесподобны!
С Тосаром я не очень знакома, а Леонор видела у Альмодовара в фильме «Поговори с ней».

Итак, фильм легкий, озорной, взбалмошный, насыщен игривыми эротическими моментами! При этом – без глупостей, пошлости, занудства.

Особенно меня порадовало наличие всевозможных курьезов и симпатичных ироничных вставочек, посвященных психоанализу. Например, когда Фрейд видит Леона с пистолетом, он спрашивает: «Вы предпочитаете Юнга?». Или имя главной героини – Альма – по-испански переводится «душа». Получается, что поисками погрязшего в бессознательных влечениях Леона занимается «сама душа».

Описывать сам сюжет – не буду, посмотрите сами! Рекомендую!

Главное – не стоит подвергать себя и близких психоаналитическому разбору, не стоит смотреть на мир глазами какого-либо конкретного учения и соответствующих ему диагнозов! Вряд ли Вам и Вашей семье принесут пользу сведения, что Ваш отец, или мать, или муж, или жена, или Вы сами – нарциссические садисты, мазохисты, фригидные кастраты и тому подобное. Вряд ли это будет способствовать взаимопринятию, взаимопониманию, доверию и любви!
А если Вы держите в руке банан, то, скорее всего, Вам не секса хочется, а всего лишь фруктов ;))))))
Говорю Вам это как большой любитель психоаналитического направления и таких представителей его, как Фрейд, Абрахам, Ференци, Кляйн, Райк, Хорни, Салливан, МакДугал и прочих замечательных классиков психоаналитической психотерапии.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 17 comments