Елена Успенская / Белая Скво (white_skvo) wrote in kinoclub,
Елена Успенская / Белая Скво
white_skvo
kinoclub

Categories:

Невыносимая легкость бытия/Unbearable Lightness of Being, The. Режиссер Филипп Кауфман.

Сходила я вчера на долгожданный мною фильм «Невыносимая легкость бытия»/Unbearable Lightness of Being, The. Режиссер Филипп Кауфман.
В различных источниках было указано, что это превосходная экранизация романа Кундеры, а также что это любимый фильм московской богемы!
Предварительно решила прочитать само произведение. Каюсь, ранее не читала.
У меня в памяти очень ярко застревают визуальные образы, поэтому я предпочитаю вначале читать книгу и создавать свои собственные, внутренние визуальные образы, как бы снимать «свой фильм». Если наоборот сделаю (посмотрю фильм до книги), то, читая книгу, самостоятельные видения всплывать не будут, воображение будет молчать, а перед мысленным взором возникнут фигуры и обстановки из просмотренного фильма.
Так что впечатление от книги было свеженьким, что и наложило отпечаток на просмотр.


ФИЛЬМ И КНИГА
Итак, событийный ряд где-то приблизительно сродни книжному, герои зовутся так же и действие происходит в местах, аналогичных указанным в книге.
На этом сходство заканчивается, так как, с моей точки зрения, ни глубинный пласт, ни причинно-следственные закономерности, ни символизм (например, магическое число шесть и связанные и ним… и не только… слетевшиеся на плечи героини птицы случайности), ни атмосфера книги не были ни соблюдены, ни, возможно, прочувствованны режиссером. Хотя Кауфмана самого могло увлечь в книге что-то иное, например, политическая подоплека. Были лишь незначительные намеки на наличие причин или мотивов происходящих событий, что не позволяло углубиться во внутренний мир героев.
Так что никакая это не экранизация, и тем более – не превосходная!
Книгу – обязательно читайте, получите истинное удовольствие, и эмоциональное, и интеллектуальное!
Фильм же смотреть – не обязательно.

СОБЫТИЙНЫЙ РЯД, ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ.
Для меня этот фильм оказался всего лишь довольно банальной любовной мелодрамой, действие которой разворачивается на фоне политических событий в Праге (вторжение русских войск на территорию Чехии).
Главный герой, молодой и перспективный врач Томаш, разрывается между двумя мирами: в одном из которых присутствует лишь одна женщина его жизни – Тереза, в другом – множество сменяющих друг друга любовниц, центральная из которых понимает его лучше других – художница Сабина. При этом показан Томаш как явный бабник, так как истинная причина его взаимоотношений с женщинами и сексом явно раскрыта не была. Только было сказано, что Томаш, закоренелый холостяк, привыкший к череде любовных интриг, на самом деле боится женщин, почему – а кто ж его знает! По не понятным по фильму причинам, наверное, это любовь, он женится на провинциальной девушке Терезе, которую встретил во время командировки. При этом от прежней жизни не отказывается и продолжает жить двумя мирами, не в силах отказаться ни от одного из них, чем сильно мучает Терезу.
Тереза, со своей стороны, пытается справиться с существующим положением дел. Она попрекает его, обращается к своему разуму, рассуждает, что «не смотря на других, он любит только ее», плачет, просит брать ее с собой к любовницам, чтобы наслаждаться вдвоем их телами, устраивает разборки, пытается проникнуть в суть своих взаимоотношений с Томашем через сны, сбегает от него в другую страну, идет на измену, и снова сбегает из города в сельскую местность с надеждой, что все наладится.
И именно там, в сельской местности, вдали от политических маразмов и напряжения, вдали от других женщин, они получают кусочек своего счастья, счастья принадлежности друг другу, природе, земле. Ведь счастье, по сути, вещь простая. Для того чтобы счастливым быть, много не надо :))))))
В последней сцене, перед автокатастрофой, Тереза спрашивает Томаша: «о чем ты думаешь?». Он отвечает: «я думаю о том, что я счастлив». И они едут на встречу всезатмевающему свету смерти.

ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О ФИЛЬМЕ.
Фильм нужно смотреть в явном отрыве от книги. Не дай Вам бог сравнивать!!!
И, кстати, с моей точки зрения, даже если отвлечься от книги, то фильм все равно не особенно силен. Воздействует на зрителя слабо, не поражает воображение, внутреннее желание сопереживать героям не особенно проявилось. Есть лишь некоторые мгновения, эпизоды, которые вызвали мое любопытство и показались интересными находками.
В целом – я осталась равнодушна к фильму.

ПОНРАВИЛОСЬ:
Во-первых, очень качественно показана политическая обстановка в Праге того времени, даже использованы документальные кадры, и снятые кадры тоже черно-белые, выполненные под документальные. Улицы полны людей, молодежь откровенно бросает в танки и машины захватчиков камни, крики, скандируются лозунги, везде листовки, транспаранты, флаги, запрещенные надписи на домах. Раздается стрельба, люди испуганы, мечутся, на улице – трупы, куски окровавленной одежды, брошенные в панике предметы. И снова протест, снова попытки сопротивления. Тереза и Томаш вместе со всеми на улице. Тереза полностью поглощена происходящим, она с возбуждением фотографирует, лезет на рожон, под пули, под взрывы. Самозабвенно запечатлевает все, что видит: трупы, плачь, отчаяние, протест, надежду, злость, желание не сдаваться.

Во-вторых, эротические сцены тоже привлекли мое внимание. Особенно поразила воображение сцена взаимной фотосессии Сабины и Терезы. В этой сцене есть эротическая игра с элементами сексуальной охоты, есть целомудренное смущение, переходящее в мазохистическую покорность тому, кто вожделеет, есть чувственная созерцательная красота обнаженного тела, есть смесь тайного любопытства и взаимного познания тел женщин, принадлежащих одному мужчине. Режиссеру удалось показать этот практически бессловесный диалог между женщинами, удалось показать, как каждая из них хоть на мгновение смотрела на другую глазами своего, а, следовательно, и ее мужчины. Безумно возбуждает!

И, в-третьих, замечательная Жюльетт Бинош. Как не странно, она попала в увиденный мною образ Терезы. А это бывает очень редко в моей жизни. И играла Жюльетт превосходно, жаль только, что режиссер не предоставил ей возможность сыграть эту роль более глубинно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 23 comments