Зеленая Фея (quirky_nat) wrote in kinoclub,
Зеленая Фея
quirky_nat
kinoclub

"Предложениe" (The Proposition. John Hillcoat. 2005)

Австралия. 1880 год. Городок пионеров-первопоселенцев живёт в страхе, а виной тому зверь и чудовище по имени Артур Бернс, который покидает своё жилище-пещеру только с той целью, чтобы грабить, насиловать и убивать. Аборигены считают его собакой, складывают легенды о том, как он превращается в человека под покровом ночи и идёт творить свои злодеяния. Дабы успокоить горожан, капитан Стенли берёт в заложники двух его братьев-соучастников и делает предложение среднему брату Чарльзу найти и уничтожить Артура, за это он выпустит из тюрьмы самого младшего. Убить главаря шайки назначено к рождеству, а иначе не сносить буйной головушки младшему брату Майклушке.

Простая история-вестерн, подобных коей (правда разворачивающихся на североамериканских просторах) в мировом кинематографе тысячи. Что же сделало этот фильм фаворитом австралийских и европейских фестивалей, почему он стал культовым ещё до выхода на экраны? Славу фильму принесло имя рок-идола, австралийца Ника Кейва, написавшего сценарий к "Предложению". 

Поклонникам музыканта довольно хорошо известны его литературные таланты - песни Ника Кейва поэтичны и повествовательны, его стихи публикуются приличными тиражами, а единственный (пока) роман "И узре ослица ангела божия" снискал мировую славу... Был у него и не очень удачный опыт написания киносценариев. Первый сценарий "Swampland" был не завершён, но перерос в роман "про ослицу" (я, к слову сказать, ОЧЕНЬ люблю эту книгу), второй - к малоизвестной криминальной драме Джона Хиллкоута "Ghosts... oftheCivilDead" был реализован, но фильм не пользовался большим успехом, и третий - кто бы мог подумать! - к фильму Гладиатор 2, оказался настолько плох, что заказчики (актёр Рассел Кроу и режиссёр Ридли Скотт) даже не стали просить Кейваего переписывать.

Когда режиссёр-клипмейкер Джон Хиллкоут, с которым Кейв дружил и сотрудничал более двадцати лет, и который примерно столько же носился с идеей-фикс снять первый в мире австралийский вестерн, сделал предложение своему другу написать сценарий, Ник воскликнул: "
Whynottohaveafuckingtry!?", после чего засел за компьютер и начал отращивать усы. Усы а-ля "Сябры" отросли за три недели, тогда же и был закончен сценарий. "Писать сценарии - заявил он Джонатану Россу, ведущему передачи Фильм 2006 - сущие пустяки, это куда легче, чем писать музыку". Писал он один, игнорируя как помощь и поддержку сценаристов-профессионалов, так и советы друга-режиссёра Джона, который зря без дела не сидел, а усердно готовился к постановке фильма - переворачивал все Мельбурнские полицейские архивы с делами известных австралийских бандитов 19 века и тоннами слал копии нарытых исторических материалов Кейву (по всему видно, Хиллкоyт относится к фильму намного серьёзней, на мероприятиях для прессы и публики в рамках Лондонского кинофестиваля на меня лично он произвёл впечатление вдумчивого и глубокого человека, очень мудро рассуждающего не только о своём творчестве, но и об искусстве в целом, в отличие от дёргающегося и матерящегося - но от этого не менее любимого - паяца-сценариста, избалованного вниманием публики).

Что получилось?
Как ни странно, сценарий - это самое слабое в фильме. Историю можно пересказать одним предложением "Один брат должен убить другого брата чтобы спасти третьего
брата, но так как он не может убить своего брата (ведь он его брат!), то его брат умирает и за это он должен убить своего брата":))) От Кейва мы ждали чего-то более закрученного, интеллектуального, глубокого, мудрого, мистического - как его песни и стихи, как роман - там он точно знает когда и каким камушком ударить по чувствам слушателей или читателей. История могла быть и поинтересней, нет в ней той мрачной извращенческой филигранности, которую я люблю у Кейва (хотя для жанра вестерн сойдёт, я думаю), диалоги могли бы быть и поживее, особенно учитывая отменный чёрный юмор автора. Яркие образы маньяков-отщепенцев выигрывают благодаря работе актёров, гриму, постановке сцен, но в самой истории их характеры раскрываются слабо - мы видим, какие они есть, но нам неизвестно, что их сделало такими, мистер Кейв не оставил ни одного намёка на предысторию отвергнутых обществом братьев, а жаль. Сдаётся мне, что писать песни и писать сценарии -это не одно и то же.

Почему все лавры достались сценаристу - это мне не понятно. Включаешь телевизор (британский) - Кейв даёт интервью, открываешь газету (британскую) - его портреты на всю полосу рядом с рецензиями на фильм, почему он становится главным героем кинофестивалей, а режиссёра Хиллкоата "выдают" журналистам "внагрузку"? Почему? Сам сценарист, похоже, тоже чувствует эту несправедливость, по крайней мере так можно судить по его заявлению газете "
Guardian": "Ihadnoresponsibilityforthewholething. It wasn't my film, it was John's film. Although I have to come and do the fucking interviews". Хотя, возможно, он и кокетничает.

Всё остальное - просто превосходно! Красиво,
cтильно, страшно, мрачно, трогательно.

Блестящая операторская работа, драматические пейзажи - австралийская природа, являющаяся метафорой отчуждения показана просто грандиозно! То, что Хиллкоат - клипмейкер видно здорово - фильм и есть один большой видеоклип на чудесную музыку Кейва и Уоррена Эллиса.
Великолепный актёрский состав - Гай Пирс, Рэй Уинстон, Эмили Уотсон, Джон Херт, Денни Хастон и все играют очень хорошо.
Мне особенно запомнилась роль Эмили Уотсон, играющей жену капитана Марту. Марта - самый светлый, добрый и нежный образ в фильме. Как истинная леди она выращивает розы на недружелюбной австралийской почве, готовит джентльменам чай, ждёт рождество, скучает по своей родной Англии (мне кажется она сама - символ Англии в этом фильме), переживает утрату близких ей людей.

Фильм поражает своей жестокостью - количеством брутальн
o-кровавых сцен и маниакальным вниманием к деталям убийств и насилия.

Фильм поражает своей красотой - красотой природы, красотой женщины, красотой музыки.

Эта картина аполитична. Не надо искать в ней антианглийского или проирландского подтекста. Это фильм также и НЕ фильм о борьбе австралийских аборигенов за светлое будущее и свободу от английских колонизаторов (как я недавно прочитала здесь (в жж) "кино о войне австралийских аборигенов и австралийских бандитов против английских войск в конце 19-го века" - ничего подобного в этом фильме нет и не надо придумывать!!!
Cами авторы утверждают, что это фильм скорее об общечеловеческих ценностях (или скорее, их отсутствии), о кровных (кровных) узах, об истории Австралии, о ностальгии.

Кому порекомендую смотреть:
1. Поклонникам Ника Кейва. Фильм - очень "кейвовский" - драйвовый, красивый и грустный, лиричный, как его песни. Саундтрек уже в продаже.
2. Любителям вестернов. Герои с пушками на чёрных конях ждут вас на фоне умопомрачительных закатов и восходов!
3. Извращенцам. Любителям жестокости и крови на экране. Головы сыпятся дюжинами. Кровь течёт реками. Очень натуралистично и смачно. Если бандиты - то с сальными волосами и гнилыми зубами. Если бьют розгами - то розги эти надо обязательно хорошенько отжать, и крупным планом показать, как с них стекает кровь. Крупные планы израненной кровоточащей спины жертвы. На кровавое человечье мясо роем летят мухи (мухи - чуть ли не главные героини фильма, они везде). Кровь с этой спины разбрызгивается во все стороны, попадает на белоснежный крахмальный воротничок лорда-колонизатора. Рождественское идиллическое застолье в тесном семейном кругу нарушает банда головорезов - насытившись индейкой, они принимаются за хозяйку... В общем, полный "кейвовский набор".

Всем остальным смотреть не советую - если что, я предупреждала. Сюжет и мысли по поводу подробно описывать не стала, так как фильм ещё не вышел на российские экраны, если кто-то уже видел - буду рада обсудить. Если кто-то хочет скачать кино или саундтрек - спросите меня где.

Потрясающие скриншоты в сообществе filmcapture_ru
Всем смотреть!!!

И последнее, это новость - мистер Кейв написал ещё один сценарий к фильму, действие которого на этот раз происходит на юге Англии, в городе Брайтон, где он сейчас живёт. Название фильма пока не разглашается, но уже известно, что сам маэстро снимется в одной из ролей.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment