desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Хроники черного автомобиля

Хроники черного автомобиля
("Бумер-2")

Выход второго "Бумера” — событие долгожданное благодаря и активной рекламной кампании, и неожиданному успеху первого фильма, криминальной саги о четырех бандитах-неудачниках.

Чтобы стало возможным продолжить историю, авторы оставили в живых Константина (Владимир Вдовиченков), выходящего из тюрьмы досрочно и живущего под чужим именем. В таком случае нужно пожить и жизнью другого, спасти юную заблудшую душу (Светлана Устинова) И, конечно, во всех приключениях не обходится без черного, похожего на катафалк БМВ. Того самого “Бумера” (правда, иной модели). Роль у него здесь, в отличие от первого фильма, можно сказать, фатальная.

Как и в первом фильме, почти все герои в конце концов погибают. Но есть свобода выбора — как именно и за кого отдать жизнь. Режиссер Буслов изо всех сил пытается возвысить то, что он делает, до уровня экзистенциональной драмы, движущей силой которой как раз и является проблема того же выбора. По крайней мере, это видно из сюжета: ведь за героя Вдовиченкова отдали свою жизнь два человека мужчин — сначала брат Даши, а потом друг Константина, Дмитрий. Следовательно, за оставшееся ему на экране время Константин должен ответить себе на прямо-таки гамлетовские вопросы: зачем он живет, в чем смысл этого двойного спасения, что значит свобода (не случайно же звучит соответствующая песня Сергея Шнурова)?

Именно с поиска ответов и начинаются трудности. Как сюжет обоих фильмов жестко привязан к черной блестящей коробке “Бумера”, так и Буслов ограничен рамками жанрового языка, внутри которого работает. Он не режиссер размышлений, не философ — он производитель жанра, то есть развлечения, и наличие или отсутствие хеппи-энда — здесь вещь абсолютно второстепенная. Иными словами, трагические котурны, муки выбора — не его парафия. И поэтому, когда наступает время коснуться действительно серьезных вещей, начинаются подмены: мелодрама, картонные любовные страсти, фальшивые слезы и полностью высосанные из пальца сюжетные ситуации. Нужны утонченность, полутона — как в режиссуре, так и в игре; вместо этого режиссер прибегает к искусственному обострению сюжета, потому что с утонченностью, очевидно, не складывается. Так, в частности, боевой девушке Даше, способной, кажется, самостоятельно уложить кого угодно, вдруг понадобилась помощь Константина. Абсолютно притянутыми за уши выглядят и эпизод с ограблением туристического агентства, и финальная драка безоружного Константина с отрядом ОМОНа. Главное так и не сказано (показано), поэтому остается выжать из аудитории как можно больше сантиментов сериального сорта.

Ну и, конечно, сам “Бумер”, опять брошенный на произвол судьбы на пароме, светит фарами в тумане, и опять-таки одинокой машине сочувствуешь больше, чем людям.

Впрочем, еще одного такого повода для сантиментов уже не будет. Подобные фильмы, скорее всего, постигнет забвение. Потому что 1990-е, со своими автомобилями, пулями, войнами и мифами, отходят все дальше и дальше. Скоро уже совсем будет непонятно, за что и против кого воевали. И тогда останутся только мифы. Пересказы. Легенды. Но тогда появятся совсем другие машины, другие водители и другое кино.

(с) Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments