desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Может, и прорвемся...

Может, и прорвемся...

Итак, еще одна “оранжевая” лента. Еще один “блокбастер” о революции. Называется “Прорвемся”. А неделей ранее, напомню, презентовали “Оранжевое небо”. Так и тянет ввести в критический обиход термин “оранжевое кино” и предаться искушению сравнительного анализа, но воздержимся. Потому что последствия могут быть печальными: у нас уже есть кинематографическая “гетьманиада”, которую никто, кроме режиссеров этих псевдоисторических фильмов, смотреть не может; теперь вот появилась угроза получить профессионально-революционное кино. Однако все же стоит надеяться на лучшее вопреки всему...

Это к тому, что уж очень интенсивно раскручивали проект студии “ПРЕ”, слишком пафосно готовили публику: все эти заявления о “народных актерах”, “народном блокбастере”, “народном сценарии”… На последнем делали особый акцент, а режиссер Иван Кравчишин не жалел эпитетов. Дескать, драматургию чуть ли не всем Майданом писали; таким образом, по всем признакам получалось, что это весьма, весьма необычный и оригинальный сценарий. Ход, кстати, не новый: еще в 1970-е в газете «Пионерская правда» напечатали начало фантастической повести и предложили юным читателям дописать продолжение. Я ясно помню, что очень увлекался тогда фантастикой, и писать тоже любил, но к всесоюзному литературному буму так и не приобщился — по-видимому, не верил в успешность подобного коллективизма. И не зря — писатель, который начал повесть, в конце концов сам ее и закончил.

Лучше бы об этом народном творчестве не распространялись...

Пролог фильма немного напоминает нарезку клипов — несколько хаотические кадры, дерганый ритм, суматоха образов. Потом история вроде бы налаживается. Точнее, ее излагает от первого лица один из героев в пространном закадровом комментарии. Сначала все более-менее понятно. Ребятам не хватает денег на поездку в Мексику на чемпионат по парашютному спорту. И один из них попадает в переплет, пытаясь украсть деньги у местного криминального авторитета. Друзьям нужно как-то освободить его. И происходит это в преддверии “оранжевой” революции.
Однако это реконструкция лишь части сюжета. Он, вообще-то, длиннее. Но чем дальше, тем больше с ним проблем. И вышеупомянутый закадровый голос ясности не добавляет. Потому что добрую половину из того, что он говорит, разобрать вообще невозможно; к тому же принадлежит он мужчине минимум вдвое старше персонажа, которого он озвучивает.
Впрочем, это детали второстепенные, потому что во второй половине фильма сюжет превращается в такую кашу, что вытащить из нее хоть что-то похожее на содержание, смысл или хотя бы какой-то цельный образ, крайне тяжело. Все настолько смешалось, что в определенный момент становится невозможно понять, что, с кем и почему происходит. Одних персонажей авторы фильма теряют на полпути, других вводят тогда, когда их присутствие просто неуместно, третьих вынуждают делать поступки, абсолютно алогичные со всех точек зрения. Честно говоря, даже не хватает слов, чтобы описать весь тот драматургический беспорядок, вплоть до совершенно нелепого финала. Может, не стоило собирать истории по всей Украине, а надо было просто написать одну простую, четкую и качественную?
Актеров, если верить аннотациям, тоже подбирали из народа. Впрочем, большинство из них все же имеет профессиональное образование, определенный экранный и сценический опыт. Однако неурядицы фильма сказались и на их работе. Все они, вполне вероятно, хорошие исполнители: значит, с ними плохо работали, по-любительски давали задания, всучили раздутый сценарий — вот они и выглядят крайне неубедительно. Есть среди них и настоящая звезда — Алексей Вертинский, который, кажется, может вытянуть любую роль. Но ему дали искусственную, невесть как слепленную партию бандита-философа, плохо скопированную с западных образцов. И как бы не пытался Вертинский обыграть все эти корявые фразы, какое бы страшное лицо не делал — ну не получается у него провинциальный Кощей Бессмертный. Потому что он умеет прекрасно смешить, а не пугать. Потому что он, как любой одаренный актер, чувствует фальшь, и всем своим нутром противится этому. Потому что это, в конце концов, не его фильм.
Итак, возвращаемся опять к тому, о чем, на самом деле, не хотелось бы говорить: второй художественный фильм о ноябре 2004-го — и вторая неудача. По-видимому, таки должно пройти время, чтобы появилось необходимая отстраненность, временная дистанция, чтобы в кинематограф пришли действительно новые люди. Но это будущее, причем далекое; а хорошее отечественное кино хочется видеть здесь и сейчас.
Ради справедливости все же нужно отметить: свой первый фильм компания “ПРЕ” раскручивает достаточно грамотно. И не исключено, что он таки станет коммерчески успешным (!) вопреки всему, в первую очередь собственному качеству.

А впрочем, это не вина, а беда наших кинематографистов или тех, кто стремится ими быть. Ведь как еще может выглядеть украинское кино после десятилетий коматозного состояния, тупика и абсолютного, беспросветного кризиса, после того, как не осталось ничего и никого — ни студий, ни мастеров-учителей, ни режиссеров, ни сценаристов?

Это уже даже не руины — это просто яма. Из которой выбираться придется еще очень, очень долго. Вот и пришлось «оранжевым» фильмам стать теми первыми, неуверенными шагами, которые делает тяжелобольной, начинающий возвращаться к жизни. Хилые, неуверенные и неубедительные движения… Но ведь нужно с чего-то начинать.

(с)Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments