Алексей Гурьев (cineman) wrote in kinoclub,
Алексей Гурьев
cineman
kinoclub

Category:

"Angel-A", "Ангел-А" реж. Люк Бессон

Просматривая киноафишу на 8 марта, я случайно наткнулся на анонс фильма «Ангел А». Увидев в строке «режиссёр» имя Люка Бессонна я взвыл от боли – упавшая челюсть очень сильно врезала по пальцам ног. За прошедшие 6 лет Бессон как режиссёр не снял ни одного фильма!

Отмотаем немного назад. Люк Бессон это режиссёр, изменивший мое отношение к кинематографу. Посмотрев в 18 лет «Пятый элемент» я был весьма впечатлен сценарием, его нестандартными монтажными приемами, и начал воспринимать кино совершенно по-другому.
Фильмы Бессона кроме динамичного видеоряда всегда имели тонкий подтекст, они чему-то учили. Я до сих пор помню впечатления от первого просмотра его «Голубой бездны», это щемящее чувство, когда главный герой уплывал из шара света к дельфинам. Я до сих пор помню метаморфозу Анн Парийо в «Её звали Никита», когда она превращается из замухрышки-наркоманки в убийственно красивую женщину. Я помню эту детскую неуверенность в глазах киллера Леона, смотрящего на Матильду. А блондинистый Брюс Уиллис, и слово «мультипаспорт» долго оставались поводом для шуток...
Бессон – талантливый продюсер. Снятые и спродюсированные им фильмы срывали хорошую кассу, пока…

Пока Бессон не снял «Жанну Д’Арк». Эпическое масштабное полотно, экшен, напряженнейшая драма, и что-то еще. Это больше чем просто фильм. После просмотра этой картины я выползал из кинотеатра, держась за стенку. Никто из режиссёров до или после не издевался так надо мной, зрителем. Меня словно взяли за шкирку, поставили перед зеркалом, и явственно показали собственное несовершенство. Фабула картины проста: «Люди видят то, что хотят видеть, а не то, что есть на самом деле», но никто до Бессона не находил способа показать это мне столь наглядно и доходчиво.

Казалось бы, столь многоуровневый и качественный фильм просто обязан снять приличный куш в прокате, но «Жанна Д’Арк» не отбила и шестой части своего бюджета. Почему? У меня создалось впечатление, что зритель просто испугался фильма, над которым нужно было думать. И Бессон… обиделся.

После «Жанны» он не снял как режиссёр ни одного фильма, и начал штамповать дешевые пустышки, которые многократно отбивали свой бюджет за несколько недель широкого проката, и сразу же забывались. Лейба «фильм от Люка Бессона» отлично набивала цену товару, и никого не интересовало, что Бессон в этом фильме триста восемьдесят четвертый ассоциированный продюсер, и по большому счету, к производству картины никакого отношения не имеет. Бессон словно говорил зрителю своим поведением: «Нате, жрите! Не хотите думать? Хотите только хлеба и зрелищ? Да пожалуйста! Подавитесь!».

Прошло шесть лет. Посмотрев «Ангел А» я понял, что делал Люк Бессон все эти годы - он думал. Как человек умный, он отбросил эмоции, и стал анализировать причины провала «Жанны Д’Арк». Что это было? Ошибки в рекламной кампании, из-за которых зритель ожидал совсем иное? Неудачное время проката, заставившее конкурировать фильм с другими «мастодонтами»? Или просто современный зритель еще не готов к восприятию таких сложных фильмов? Бессон думал. И итогом его размышлений стал фильм, в совершенно новой для него форме романтической комедии.

Сюжет.

Андре – незадачливый и неудачливый коммерсант, попавший в результате своей доверчивости и мягкотелости на приличные бабки. Говоря утрированно, он был должен чуть ли всей мафии Парижа. Не найдя никаких путей для выхода из сложившейся ситуации, Андре принимает решение покончить с собой. Высказав Богу (в смысле – проорав в небо) всё, что он думает о своей жизни, Андре готовится сделать последний шаг, но… замечает, что на этом же мосту стоит девушка, вознамерившаяся совершить то же, что Андре. После короткой словесной перепалки девушка прыгает в воду, а Андре ее спасает. После уже длинной словесной перепалки девушка, которую зовут Ангел А, заявляет, что будет везде следовать за спасителем, делать всё, что тот пожелает. Далее начинаются чудеса – Ангел А легко и непринужденно решает почти все проблемы с долгами Андре, и начинает «капать на мозги», объясняя, почему именно этот простофиля вечно находит проблемы на свою задницу. Андре требует объяснений от девушки – кто она такая, почему она так много про него знает, зачем она так много для него делает, и какого хрена она учит его жизни. На что девушка отвечает, что она Ангел, ниспосланный с небес после его призыва к Богу, и ее цель – помочь Андре справиться с собственными недостатками, и неуверенностью в себе.

Что и как происходило дальше рассказывать не буду, уж не обессудьте.

Фильм поразительный. В игровой и ненапряжной форме Бессон опять заставил зрителя заглянуть в себя, и подумать. А для тех, кто до сих пор не желает думать, остался яркий юмор и гениальные диалоги.
Картина простая и недорогая. Полтора десятка актеров, всего три сцены со спецэффектами. По визуальной стилистике это что-то совершенно новое для Бессона. Большая часть фильма – классические, в большинстве своем статичные кадры, тщательно проработанные композиционно (снимал, как всегда, Тьерри Арбогаст). Но эта спокойная «вальяжность» в картинке была нужна для визуального контраста с парой сцен – проходом камеры за зеркало, и поисками пропавшего Ангела, когда полторы минуты со стедикама смотрятся безумно динамично. Бессон как всегда поизвращался с монтажом. Сцена в ночном клубе – это нечто - Бекмамбетову стоило бы посмотреть, КАК надо монтировать из полуторасекундных планов. Проделана интересная работа с цветокоррекцией – картинка черно-белая с каким-то синевато-фиолетовым еле уловимым оттенком. Подозреваю, что еще и с масочками поработали, подсветляя и затемняя определённые объекты в кадре.

Актеры.

Андре сыграл Жамель Деббуз – вы можете помнить его как зодчего в «Астерикс и Абеликс: миссия Клеопатра», и помощника торговца овощами в «Амели». Ангела А сыграла Ри Расмуссен, впервые засветившаяся в кино в «Роковой женщине» Брайна Де Пальмы, если верить IMDB. Парочка сыграла великолепно, контраст между малеьниким черненьким Андре и бледной шлюхоподобной дылдой был умопомрачительным.

Итог. Классный, красивый, добрый, умный фильм. Бессон вернулся, и это какой-то новый Бессон.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 50 comments