Елена Успенская / Белая Скво (white_skvo) wrote in kinoclub,
Елена Успенская / Белая Скво
white_skvo
kinoclub

Categories:

Марикен из Ньюмейхен / Mariken van Nieumeghen, реж. Йос Стеллинг

Состоялось мое знакомство с дебютной режиссерской работой Йоса Стеллинга «Марикен из Ньюмейхен». Подробности здесь:

ПОСЛЕВКУСИЕ ОТ ФИЛЬМА
Вышла из кинотеатра со странной смесью восхищения и брезгливости. Мозги работали на полную катушку. Думала о том, что человек слаб и жалок. О том, что зло может превратиться вдруг в обычное повседневное бытие. И сами люди могут этого не замечать. И о том, как же гадко выглядим мы во зле.
К добру нужно стремится, к ПОВСЕДНЕВНОМУ ДОБРУ!

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФИЛЬМА
«Марикен из Ньюмейхен» (все время хочу сказать НьюМексико) – режиссерский дебют Стеллинга, свершившийся в 1974 году. В Интернете я нашла две версии его создания.
Первая гласит о том, что Стеллинг пустил на фильм деньги, заработанные содержанием кинотеатра и бара.
Вторая же гласит о том, что кроме огромного желания снимать кино и сценария у него не было ничего. Про деньги, собственный кинотеатр и бар сведений нет.
Но как бы то ни было, денег на профессиональных актеров не хватило. Поэтому фильм держался на огромном желании Стеллинга и на его умении заполучить энтузиастов-любителей в съемочную группу. В качестве энтузиастов выступили актеры-любители, а также знакомые и друзья. Так как эта работа была для них не основной, то и съемки велись лишь по выходным и праздникам.
Также, согласно второй версии, Стеллинг оплачивал работу съемочной группы «точками». Например, оператор и актер, исполнявший главную роль, получали четыре точки в час, а массовка – всего по одной.
Сам фильм не потребовал особенных затрат. 70% общей стоимости фильма уходило на зарплату и лишь 30% - на фильм.
Несмотря на любительщину и дешевизну, фильм попал в конкурсную программу Каннского фестиваля, где был оценен на достаточно высоком уровне. Особенно комиссию и зрителей потряс визуальный ряд. Впрочем, как и меня.

ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ
Средневековье со всеми его предрассудками, религиозностью и нехитрым бытом.
Фломандия. Простонародье.
Думаю, что время действия – приблизительно конец 15-начало 16 веков. Именно тогда происходит пересмотр основных средневековых концепций. В стране – кризис. Инквизиция боится потерять свою власть и ужесточает меры. Повсюду проходят суды над приспешниками дьявола, колдунами и колдуньями, всюду костры, виселицы, бушует чума. Страшное, напряженное время.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ
Все-таки Стеллинг – настоящий художник и мистификатор.
Какую бы сцену Вы не смотрели: сцену любви или насилия, она поражает воображение своей красотой и убедительностью, захватывает, не отпускает, заставляет сопереживать. Иногда мне даже хотелось отстраниться от происходящего.
И все это несмотря на то, что в основной букет приемов входят гротеск, сарказм и символизм. А эти приемы я несколько недолюбливаю.
В сюжетной линии Стеллинг не задает особых загадок, Он четко показывает ту реальность, которую хочет донести до зрителя. Только проделывает это в несколько преувеличенном виде, использует яркую символику и весьма живописно.
Если изображаемые люди порочны, то весь их вид будет об этом свидетельствовать: одутловатые лица, скользкие улыбки, грязь на лицах и одежде, внешнее уродство.
Если он показывает чревоугодие, то положит на дощатый стол обнаженного человека и засыплет его яствами, пожирать которые будут, не особо заботясь об этикете: накалывая на нож и заглатывая огромными кусками.
Если это казнь души, не поддавшейся соблазну, то палачи будут в черном, а жертва – в белом, и на лице ее будет не страх, а понимание предстоящей судьбы.
Загадки он задает совсем другим способом.
Стеллинг показывает, как зло проникает в души людей и начинает там свое доминирующее шествие. Он размышляет о живучести и вездесущности мирового зла, о месте его в цепочке «жизни-смерти». Показывает, как самые обыкновенные люди: сельчане и горожане, идут путем зла, путем саморазрушения к своей погибели, сначала – души, а потом уже и тела. В какой-то момент зло становится частью их каждодневной суетной жизни, злодейства становятся будничными, обычными. Они сменяют друг друга, двигаясь по нескончаемому кругу, как жуткая и нелепая карусель. Жизнь этих людей, гонимых жаждой наживы и удовольствий, мрачна и бессмысленна.
И возникают вопросы: почему человеческая душа подвластна злу? Как оно проникает в нас? Или оно там живет всегда? Если да, то можем ли мы управлять этими импульсами зла? Или человек просто слаб и жалок? Для чего человек в течение жизни непрерывно подвергается мучениям и боли? В чем смысл этого? Почему люди мучают других и себя? Почему «живые хоронят живых»? И почему смерть – не самое страшное, что может с нами произойти?

ОСНОВНЫЕ ГЕРОИ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫЕ ФИГУРЫ:

ПЕРВАЯ, ДЬЯВОЛЬСКАЯ.
Зовут его Мун. Он – дьявол во плоти. Это зритель усекает с первого мгновения, когда видит Муна на экране. Статный, притягательный, артистичный, властный, демонический. Он одет в черные одежды, из-под которых кроваво отсвечивает рубаха (или как это одеяние у них называлось), черный плащ, парик из черных удлиненных волос, и наличие уродства на лице, скрытого черной глазной повязкой. Облик завершен с помощью маски козла, которую он вначале одевает во время театральной мистерии (он – актер), а впоследствии возит с собой. Классическая символика дьявола. В течение действа он будет переодеваться несколько раз, но именно этот облик будет запечатлен в Вашем сознании.
Где бы Мун не появлялся, за ним следуют все семь грехов Гордыня, Скупость, Похоть, Гнев, Обжорство, Зависть, Уныние. Он не просто совершает их сам. Он, прежде всего, провоцирует и соблазняет на грех окружающих, поднимает из их нутра темные влечения, выводит их наружу, превращая в конкретные действия. Он управляет людьми, жонглирует, играет их страстями. Не даром первый раз Мун появляется перед зрителем в качестве актера бродячего театра. А люди слабы, они поддаются соблазнам и совершают насилие, смертоубийство, предательство, становятся его сообщниками. Он получает над ними власть.

Например, Мун вместе с Марикен приходят в таверну. Марикен вся в грязи после падения. Весьма символично: она упала в грязь лицом, но еще не успела упасть в грязь душой. В таверне над ней смеются, но Мун знает, что смех их не долог, ведь она очень и очень красива. Он просит двух женщин вымыть Марикен. Пока она моется, Мун добывает для нее красивое синее платье: «в этом платье ты будешь самой прекрасной здесь девушкой». Вы думаете, что это восхищение или любовь? Возможно, но не только! Марикен нужна ему как еще одна провокация – провокацию людской похоти. В этом платье, чистая и причесанная она принесет «больше пользы».
Мун оплачивает женщинам мытье Марикен. Они не могут поделить деньги и начинают драться. Пока они дерутся, Мун крадет кошелек. Женщины замечают пропажу и набрасываются на сидящего рядом мужчину. Тем временем оказывается, что синее платье Марикен на самом деле принадлежит другой женщине. Эта женщина выбегает и пытается наброситься, чтобы отобрать платье, но ее подсекает и заваливает какой-то мужик. Начинается всеобщая драка. Кто-то крадет у Муна нож. Мун это видит, но не мешает. Нож пускают в дело, льется кровь, несколько бездыханных тел, людские увечья. Мун же спокойно стирает с лезвия кровь и выводит свою спутницу к повозке, чтобы продолжить свое путешествие.

МАРИКЕН, ДЕВУШКА ИЗ ПРОСТОНАРОДЬЯ.
По ее имени назван фильм. Основное ее предназначение: слепо последовав за Муном, спуститься на самое греховное дно, пройти людской ад, дойти до познания смерти, и через нее вернуться к жизни, но уже прозрев.
В начале фильма ее облик в противовес Муну светел: белокожая, светловолосая, красивое, не тронутое уродством лицо. Она невинна, легковесна, чиста. Облик дяди, у которого она живет на ферме, смутно напоминает божественный лик. Именно божественный, а не Христа. Преклонный возраст, светлые длинные одеяния, мудрое, доброе, слегка полноватое лицо обрамлено копной достаточно светлых волос, переходящих в пушистую бороду средней длины. Он наставляет свою племянницу на путь истинный, говоря, что она не знает жизни, что жизнь не так легка и приятна, что в ней много опасностей.
Но Марикен доверчива, и волей случая попадает в мягкие лапы Муна в тот день, когда покидает ферму и отправляется в адский город. Мун не применяет к ней силу, наоборот, он появляется в тот момент, когда Марикен напугана, одинока, несчастна в этом страшном городе. Он предлагает ей защиту и спасение: «Я помогу тебе. Я научу тебя смеяться над страхами других». «Меня никто не любит, я одна» - говорит Марикен. «Я всегда буду рядом» - вторит ей Мун. И Марикен как доверчивый котенок прижимается к нему и кладет голову на колени. С этого момента она следует за ним везде. Она любит его слепой любовью, принимает все его злые деяния, не задавая вопросы и не раздумывая. Она принадлежит ему целиком и полностью: «Я пропаду без тебя!». И Мун отвечает: «Я буду всегда с тобой!» Он нашел слабую струнку ее души, и умело играет на ней. Он действительно всегда будет рядом, но совсем не так, как ей видится. Она познает дьявола и останется с этим знанием навсегда.
Мун грабит и убивает зажиточного горожанина и у него теперь есть деньги. А значит, власть его сильнее, он могущественней.
«Всегда нужно покупать их быстрее, чем они это поймут. Нужно выбираться быстрее, чем они погрязнут в дерьме. Тогда ты будешь сильнее» - вот та наука, которую он преподает Марикен. И Марикен, обласканная деньгами, нарядами, хорошей пищей, и его вниманием, чувствует в себе эту силу и власть, наслаждается этим.
Однако слова дяди (читайте – бога) все еще живут в ее сердце, периодически всплывая во фразах: «Но ведь любовь делает сильной», «Можно увеличить власть и деньги, но за этим прибавятся тщеславие и алчность».
Но власть Муна сильнее, и она уже не невинная девушка с фермы, она его неизменная спутница. Она не видит реальной картины, она считает, что Мун принадлежит ей так же, как и она ему. Но это не так! Да и как может дьявол принадлежать девице? Это она принадлежит ему со всеми потрохами. И когда Марикен пытается предъявить на Муна права, она за это расплачивается насилием.
Именно насилие возвращает ее в реальный мир. Теперь зло, творимое ее спутником, возвращается к ней сполна. Иллюзия власти и силы рассыпалась. Она предстала перед жестокой реальностью.
Но на этом расплата не заканчивается. В город приходит чума. В средневековье считалось, что чума – это наказание за грехи. И избавиться от нее можно, только покарав виновных. Горожане напуганы, им нужен «козел отпущения». И они обвиняют Марикен в сообщничестве с дьяволом в лице Муна. Мун, как вы понимаете, к тому моменту уже исчез. На Марикен объявлена охота.
И она как загнанный зверь укрывается в том единственном месте, где ее не достанут – в царстве мертвых. Она приходит в помещение, где умирают больные чумой, и ложится в один ряд с мертвыми. В этом – ее спасение и одновременно прозрение. «Живые хоронят живых. Мертвые никого не трогают» - произносит она. Марикен понимает, что, поддавшись чарам Муна, она отвергла в себе Бога, отвергла Любовь. «Что со мной случилось? Я же их всех (людей) любила? Почему я перестала их любить?».
Жить она остается, ее выносят вместе с мертвыми. Но теперь для нее мир уже не тот: она пытается выпить из озерка и видит в нем отражение рогов козла, она пытается дотронуться до букашки на листе, рядом появляется змея. И Марикен со страхом узнает все эти символы. Она познала прощальную фразу Берты: «Смерть – это не самое страшное, что может с нами случиться».

БЕРТА, НЕЗАПЯТНАННАЯ ШЛЮХА.
Берта – местная шлюха, еще не старая, но весьма потрепанная жизнью.
Когда-то в молодости она прошла путь Марикен, поэтому она видит «рога дьявола» и не продает свою Душу. Из всех горожан только она понимает, кто такой Мун. Именно ее устами произносится правда о творившемся зле, правда, не угодная ни самому Муну, ни горожанам.
Берта предостерегает Марикен, рассказывая о своей судьбе, о том, что когда-то принадлежала человеку, подобному Муну, была слепа и не отличала зло от добра. Он оставил ее, иллюзии ушли, а она скатилась до самых низов, став продажной. «Ты сама не знаешь, что ты отдаешь», - говорит она Марикен, намекая на душу.
Позже она спасет от жаждущих крови горожан физическое тело Марикен в надежде, что душу Марикен спасет сама.
Именно Берта видит незамутненным взором деяния Муна и поддавшихся ему людей. «Он зло. Он один вьет из вас веревки. Он всегда добивается своего». Она знает о зле, вырвавшемся из душ горожан, знает о всех их грехопадениях.
И за свои знания платит сполна. Один из горожан произносит: «Берта все знает, от нее нужно избавится». И доносит инквизиции о якобы порочной связи с Муном и о колдовстве. Берту приговаривают к сожжению.
В сцене казни облик Берты контрастом выделяется среди палачей. Инквизиторы и горожане практически полностью одеты в черное. Берта же вся в чисто-белом одеянии. Это придает ей облик мученицы.
Она гибнет за то, что единственная не поддалась чарам Муна. Не смотря на то, что была шлюхой, душа ее осталась незапятнанной. Горожане не смогли это пережить, не смогли ей это простить. Они боялись ее и желали избавления.

НАРОД, ВЕСЬМА ПОРОЧНЫЙ
Находится под влиянием Муна. Горожане следуют своим темным влечениям: грабят, насилуют, убивают, воруют, чрезмерно пьют, страдают чревоугодием. Стеллинг изображает их гротескно и очень живописно. От них невозможно оторвать взгляда, не смотря на то, что становится противно. Они грязные, жалкие, уродливые, слабые, гадкие. Они похожи на крыс, которые поедают друг друга. Чтобы Вы могли себе представить их облик, я подобрала картину Босха, наиболее отражающий показанные Стеллингом образы. Почему Босха? Просто Стеллинг увлекался его работами и черпал в них вдохновение.
21,94 КБ
Горожане не видят, что медленно приближаются к своей погибели. Единственный человек, который предостерегает их, оказывается безумным аптекарем. «В Вашей душе поселилась чума, на Вашем теле и члене – ее язвы» - произносит он пророческую речь. Но никто не слушает, над ним смеются. Действо продолжается, одно грехопадение сменяется другим, воровство сменяется похотью, похоть сменяется насилием, насилие – убийством.
И весь этот кошмарный ряд завершается шествием Чумы. Чумы, которая вырвалась из их душ, просочилась сквозь язвы и завладела их телами.
Чума приходит в город и как наказание, и как очищение.
Люди озлоблены, они понимают, что это воздаяние за грехи, но не хотят признаваться в этом даже себе. Они боятся смерти и мучений, жаждут крови и мести. Они страшатся обвинить во зле самого Муна, поскольку были его соучастниками и прекрасно понимают это. Им нужен кто-то другой. Не найдя Марикен, они переключаются на Берту, которая единственная знает, что произошло с их душами, и почему они умирают.

КЛЮЧЕВАЯ ФРАЗА
В начале и в конце фильма из уст бродячих актеров звучит фраза, которая объясняет их смерть: «Они умрут от болезней, печали и смерти, потому что один человек будет против другого. Это разделит их».
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments