moscowhite (moscowhite) wrote in kinoclub,
moscowhite
moscowhite
kinoclub

Category:

САМЫЙ ДЛИННЫЙ ДЕНЬ / THE LONGEST DAY



Просматривая список военных фильмов на одном американском милитарном сайте, я с удовлетворением отметил, что видел 22 картины из 37 имеющихся там в наличии (и еще пару-тройку собираюсь посмотреть в ближайшее время). К чему это я? Да к тому, что сейчас тратить свое время на просмотр ленты «Самый длинный день» может только пробитый на голову фанат военного кино вроде меня. Несмотря на то, что фильм является обладателем двух «Оскаров» - за лучшую операторскую работу и лучшие спецэффекты – а также еще трех номинаций, включая самую престижную, «лучший фильм», зрелищность этого масштабнейшего эпика находится, как обычно пишут в скверных рецензиях, за гранью добра и зла.

Трудно сказать, чем руководствовался при съемках Дэррил Занук, легендарный основатель киногиганта XXth Century Fox. Хотел просветить весь мир, открыть глаза всем, что же именно произошло в Нормандии 6 июня 1944 года? Продемонстрировать мощь союзнического духа? Создать самую эпическую картину о войне всех времен и народов? Все эти начинания, вне сомнения, достойны похвалы, но и о кино как таковом все-таки нельзя забывать. Да, трехчасовой «Самый длинный день» смотрится отнюдь не так натужно, как лента «Горит ли Париж?», сходное по метражу детище другого титана кинематографа, Гора Видала. Но в качестве зрелища (а ведь зритель вправе ждать исполнения именно этой функции от любого, пусть даже самого вымороченного эстетского фильма) творение Занука, увы, совершенно не годится. Зато с фактической точки зрения все более или менее достоверно, это я вам говорю как человек, у которого «день «Д» отнюдь не случайно проставлен в списке интересов в жожо. Дезинформация немцев, ожидавших вторжения в Кале, ночной десант американских и британских парашютистов, захват последними мостов через Орн и канал, артподготовка с кораблей, печально знаменитая высадка американцев в секторах «Юта» и «Омаха» (позднее красочно показанная в «Рядовом Райане», а почти двадцатью годами раньше Спилберга – Сэмюэлем Фуллером в «Большой красной единице» - кстати, какого черта ее нет в том списке, а вот сраная мелодрама «Перл Харбор» там однако присутствует), кровавая атака рейнджеров на скалу Понт-Дю-Хок, отказ будить спящего мирным сном во время начала вторжения Гитлера, из-за чего береговые части, охраняющие Атлантическую линию, так и не получили танковых подкреплений, и так далее. Был визуализирован даже реальный эпизод высадки десантников из 82-й парашютно-десантной дивизии во французском городке Сен-Мер-Эглиз, во время которого один из них повис, зацепившись парашютом за купол церкви прямо в центре города при большом скоплении немцев. Те, разумеется, обстреляли его, но парень чудом остался жив, и провисел несколько часов на стропах, будучи раненным лишь в ногу. Больше того – Занук даже привлек к работе в качестве актеров несколько реальных участников высадки в Нормандии! Но и это лишь забавная подробность, не более того – говорить об актерской игре в этом фильме бессмысленно по определению. Я уж не буду цепляться к тому, что Роммель не похож на Роммеля (ну не был он никогда здоровенным кабаном, хоть убивайте вы меня). Суть не в этом. Просто в таком обилии персонажей не потеряться просто невозможно, а времени для перформанса каждому из них отведено по минимуму – даже именитые Джон Уэйн, Роберт Митчум и Шон Коннери появляются в кадре на считанные минуты. Вообще, полотно фильма выглядит очень рвано, оно все время распадается на отдельные эпизоды, с трудом складываясь в единое целое. Некоторые из этих эпизодов отменны, некоторые неплохи, а от некоторых и вовсе можно было бы избавиться.

Резюмируя, можно сказать, что эта картина ценна, в первую очередь, как важное звено эволюции военного кино. Через 8 лет снимут такого же фактически точного, но весьма некинематографичного «Паттона». В 1977 выйдет на экраны эпик «Мосты слишком далеко» Ричарда Аттенборо, в котором драматизма было уже куда больше, а знаменитые актеры (тот же Коннери, кстати) не просто влезли в мундиры, а продемонстрировали настоящую игру. Затем начнется эпоха рефлексий по Вьетнаму, потом Спилберг снимет «Спасти рядового Райана», Терренс Малик - "Тонкую красную линию", а Ридли Скотт – «Падение черного ястреба»… А вся эта цитадель не была бы построена, не будь в ее фундаменте камня под названием «Самый длинный день».
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 16 comments