Режиссеры зомби-фильмов далеко не всегда рисуют своих мертвецов жуткими страшилищами. Были попытки показать моменты, когда мертвецы предпочтительнее людей, когда мертвецы в чем-то лучше, потому что честнее. Тупые они, вот и нет в них этой подлости, подковырки, присущей хитрецам-людям. Взять хотя бы последнее кино Ромеро - практически беззубое, но все-таки с любовью к мертвым от режиссера, снявшего про них немало. Фильм Юзны в этом отношении просто рекордсмен - мертвецов пытают, над ними издеваются, и это вызывает настоящее сочувствие. Такое, по-моему, овладевает детьми, смотрящими на то, как сжигают чучело на Масленицу. Мертвецы в "Возвращении" - это новообретенный, но слишком рано погибший друг и любимая. Одной не повезло по ее собственной глупости и нахальству, другому - по нехорошему стечению обстоятельств и собственной доброте. Рефлексы мертвецов, страдания девчонки, которая из последних сил пытается быть не тварью, пожирающей плоть, а чем-то похожим на человека, - все это делает трупы едва ли не человечнее, чем военные. И мистер-хороший-парень, выбирающий смерть в пламени костра, очень четко показывает выбор. Прямо "Ромео и Джульетта", черт подери.
Странно. Помнился мне этот фильм одновременно страшным и комичным, а взрослое нутро говорит, что это жутко печальная история о несбывшемся. :/