desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Игрок

Игрок
(«Матч пойнт»)
Вуди Аллен – режиссер с именем. Банальность, но это так. Ему уже давно ничего не надо доказывать, к его заслугам трудно что-либо прибавить. Конечно, имя – это и благословение, и проклятие. Ибо кажется, что носитель его уже ничем удивить не способен. Что автор предсказуем, вызубрен наизусть, что все его секреты стали абзацами монографий и учебников.
Особенно это касалось Аллена. Его кокетливый, говорливый и одновременно интеллектуальный стиль, вдохновивший даже создателей сериала “Секс и город”, казалось, изучен вдоль и поперек.
Однако появился его “Матч пойнт”. И фильм этот ошеломляет. Он настолько непохож на того привычного и милого Вуди, что то и дело ловишь себя на мысли – полноте, не ошиблись ли в афише, все ли правильно?
Аллен тот, обычный – это маленький человек в мегаполисе, борющийся с тысячью неопасных житейских обстоятельств, нападающих на него в самые неожиданные моменты. Иногда это трогательно, чаще – смешно. Если и можно говорить о городском романтике, то это именно Аллен. Поэтому он и вводит себя исполнителем главной роли в большинство своих картин – ибо сам, как актер, идеально подходит для таких амплуа и таких обстоятельств игры. Маленький, смешной, но неотразимый очкарик, для которого тротуары, книжные магазины и ресторанчики Нью-Йорка – естественная среда обитания.
Да, это тот Аллен, которого все знают и при этом далеко не все принимают – как раз ввиду его полной предсказуемости.
Но есть и другой. Очень редкий. Очень особенный. В его списке, например, одна очень необычная картина – “Другая женщина”. Аллена-актера там нет, главный персонаж – немолодая женщина-психоаналитик. И это не светская богемная комедия, а очень тонкая и непростая драма, с неоднозначным финалом.
Казалось, впрочем, что такой фильм – лишь единичный эксперимент, своего рода отдых от самого себя. Однако “Матч пойнт”, кажется, может изменить представление о Вуди Аллене как кинематографисте.
Поначалу картина разворачивается по привычным шаблонам - как любовная история. Бывший теннисист, Крис Вилтон (Джонатан Рис Мейерс), оказывается принятым в богатое британское семейство (вот и первая особенность – все происходит в Англии, которую Аллен доселе режиссерским вниманием не жаловал). Удачно женившись, делает карьеру в фирме тестя. Непредсказуемый элемент во всем этом – юная, соблазнительная, сексуальная до кончиков ногтей американка Нола в исполнении как нельзя более подходящей для подобной роли Скарлетт Йоханссон.
Обычный треугольник, каких в сюжетах Аллена было предостаточно. Казалось бы, очередной повод для упражнений в иронии, для рассыпания блестящих колкостей. Но незаметно, покадрово, посекундно, под завораживающие партии из классических опер со старых пластинок, фильм уходит в иное русло. Еще в его середине зал иногда посмеивается. Потом – замирает. То, чего в лентах Аллена никогда не было, проявляется в полной мере последние полчаса – напряжение, или, в терминологии Альфреда Хичкока, саспенс. Аллен нагнетает его умело и беспощадно. До такой степени, что вжимаешься в кресло. И развязка просто оглушает.
Но это не триллер, нет. Нечто гораздо глубже и ужаснее. То, как действует герой Мейерса в финальных эпизодах, и книга, которую он перелистывает в начале, ясно указывает на первоисточник сочиненного Алленом сюжета. Однако проще всего было бы сказать, что фильм является реминисценцией “Преступления и наказания” (в меньшей степени – “Американской трагедии” Теодора Драйзера). Скорее – и это очень острый и в некотором роде пугающий ход режиссера – главный герой действует по сюжету, вычитанному у Достоевского. Но здесь одно разительное отличие; ведь матч пойнт – это теннисный термин везения, колеблющейся удачи, мяч, задевший сетку; именно в такую удачу, только в нее, Крис и верит.
Потому и нет здесь ни проницательного следователя Порфирия Петровича, ни покаянного самообличения убийцы, ни справедливого суда. Игра окончена с подавляющим преимуществом одной из сторон. И вот это как раз – самое страшное.
Горе победителям.
(c) Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments