desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Кино недобрых времен

Кино недобрых времен
“Сириана” Стивена Гэхана - очередное свидетельство реальности, сложившейся в американском кино после 11 сентября, или даже, если точнее, после вторжения США в Ирак. После “Морпехов” и “Оружейного барона” – еще один, условно говоря, военно-политический фильм, где сама война (в том числе пресловутая “война с терроризмом”) – лишь часть намного более обширных событий, ломающих жизни как целых государств, так и отдельных людей.
У Гэхана как режиссера это всего лишь третья работа; однако опыта ему не занимать, в первую очередь в качестве сценариста. 41-летний фильммейкер выступил соавтором в десятке своих и чужих картин, в том числе столь приметной, как отмеченный “Оскарами” “Траффик” Стивена Содерберга. Содерберг причастен и к новой ленте, числясь, наряду с Джорджем Клуни (он же играет одну из главных ролей), исполнительным продюсером. В связи с этим еще до премьеры возникали определенные опасения, – не унаследует ли “Сириана” родовые черты содерберговского стиля, среди которых и тягучесть, и композиционная рыхлость, и неумение поддерживать интерес в зрителе, и нарочитая безэмоциональность.
Поначалу казалось, что так и будет. Гэхан с первых же кадров разворачивает сюжет широким охватом, вовлекая в него множество действующих лиц, во множестве мест на разных континентах. Картина слишком замедлена, проходные моменты наподобие посадки самолета, кажутся ненужно затянутыми, зато в изобилии имеются мелодраматически окрашенные сцены, с соответственно слащавой музыкой.
Отличия накапливаются неуловимо. Первое, что бросается в глаза – монтаж. Совершенно не в духе влиятельных продюсеров, очень продуманный, четко соответствующий настроению того или иного эпизода. Когда надо, кадр взрывается каскадом склеек, а затем – вновь – видимое успокоение, замедление. Раздражавшая поначалу замедленность незаметно отступает на второй план, встраивается в общий строй произведения. Гэхан на самом деле мастерски удерживает ритмику картины: “Сириана” развивается по точно просчитанной партитуре. Драматургия фильма строится как цепочка роковых случайностей, которая приводит, однако, к подлинной, негероической, драме: проигрывают все, а побеждают лишь безличные и бездушные механизмы – государства, спецслужбы и корпорации. И, чем далее, в тем более тугой узел связываются поначалу разрозненные линии. Напряжение нарастает до невыносимого предела и разряжается уже неизбежным взрывом.
Точнее, взрывами. Таковые являются частью работы Боба Барнса, агента ЦРУ, в чьей компетенции то, что можно назвать деликатными поручениями – ликвидация неугодных правительству политиков по всему миру. Эту роль Джорджа Клуни стоит отметить особо. Он играет не просто усовестившегося оперативника – но именно человека своего времени, через чье сознание остро и тяжко прошло вечное проклятие конфликта между чувством и долгом. И нелады с женой, и недопонимание с сыном – лишь проявление, последствия внутреннего надлома. Клуни действительно хорош в этой очень непростой роли, совершенно выпадающей из его уже привычного экранного образа.
Во многом то же можно сказать и о Мэтте Дэймоне, который исполняет бизнес-консультанта Брайана Вудворда – своего рода альтер-эго Барнса. Вудворд-Дэймона проходит своим путем иллюзий и потерь, и на его долю также приходится свой взрыв...
Средства, подменившие цели, и цели, утраченные в круговерти средств. Нефтебизнес, нефтеполитика и нефтерелигия с равной силой перемалывают десятки судеб каждый день. При всем формальном мастерстве “Сириана” очень проста и доходчива в том, что можно назвать посланием зрителю. Такой себе хорошо сделанный антиглобалистский памфлет. Но участвуют в нем, все-таки, не условные фигурки, а полнокровные персонажи, протагонисты одного большого и недоброго действа. И эта убедительность дает надежду, что Стивен Гэхан пойдет намного далее, чем его учителя.
(с) Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments