Алексей (alex_kozl) wrote in kinoclub,
Алексей
alex_kozl
kinoclub

Categories:

О фильме Мусульманин Хотиненко

Просмотрел фильм Мусульманин по каналу Культура в записи. Фильм унавожен многочисленными премиями и показывается в рубрике каких-то там «шедевров».
Фильм противоестественный по сюжетным ходам и зловредный по смыслу целого и отдельных сцен.
Ключевое слово – противоестественный. Он наполнен противоестественными ситуациями противоестественными поступками персонажей, противоестественными мотивациями, поведением, диалогами и даже противоестественной одеждой.
Ну, скажем, начнем с одежды.


Может быть, Хотиненко думает, что это какая-то особенная «мусульманская» одежда – вот этот тюрбан на голове, этот цветастый платок (а для пущей «мусульманскости» или «душманскости» ему еще и штаны в ботинки заправили)? Вовсе нет, это национальная одежда пуштунов, афганских таджиков и кого-то там еще… Если бы этот Абдулла взялся расхаживать в такой одежде по татарскому селу, его бы там угонобобили гораздо быстрее, чем в русской деревне. Кстати, там, где снимался этот фильм – в Рязанской губернии, татары хрен знает сколько жили вместе с русскими: либо рядом деревни стояли, либо даже деревня делилась на две части - в одной жили татары, в другой русские.
Да и сама ситуация с этим нарядом вымученная. Ну принял он ислам, но какого хрена по деревне-то в этом маскараде расхаживает? Это все равно, как если бы какой-нибудь придурок с крестом в полпуза приехал в чеченский аул и стал бы там громко распевать Богородице дева радуйся... И чего это Хотиненке такая конструкция в башку не забрела? Было бы очень остроумное художественное решение
Еще о противоестесственности:
Реальность в фильме сгущена, но сгущена она как-то отвратительно, разражающе (однако я понял, что раздражает далеко не всех, видимо, многие думают, что такова есть или должна быть русская деревня и русские в целом); эта сгущенность ситуаций и характеров могла бы, при еще большем сгущении, добраться до комического или трагического гротеска, до сатиры, до фарса в конце концов, но она ни до чего такого не доканала, все однообразно сгущено в единственную сторону – в отвратительную, в чернуху, в показ длинной чреды уродов на фоне прекрасного Абдуллы.
О вопиющей провокационности:
Бедного мусульманца окружают сплошное быдло, быдло это русское, и – многократно подчеркнуто – православное!!! Именно в этом и заключается провокационный характер фильма. Брат-алкоголик бьет Абдуллу после разговора со священником о добре и любви, после того, как крестится на икону и – о, это просто гениальная находка советского режиссера Хотиненко (Хичкок, твою мать)! – этой же иконой его по мордасам и лупит. Впрочем, можно было бы еще чуть-чуть усилить сцену, надо было уж эту роль поручить самому священнику, как бы было красиво – крестом по едалу! - и плашмя, и ребром, чтоб череп проломить… И здесь маленько не дотянул Хотиненко. Моментально бы – в золотой фонд мирового кинематографа залез.
Мать Абдуллы тоже – то молится, то воровать заставляет. Наверное, так бывает, но черта старательно подобранная в ряду других черт, для густоты.
Ну, и этот красноармейский народный мститель – замполит, который его убивает, показан с Евангелием в руках, найден эффектный кадр, когда Евангелие у него лежит на столике рядом с пистолетом (синагога штоль проплатила? Представляю, как оргазмировала демократизированная кинематографическая общественность от это туповатого сопоставления). И это еще одно художественное открытие режиссера: сам этот убийца – замполит, политработник, сменивший, так сказать, книжку с Лениным на книжку с крестом. Причем, чтобы обратить на это особое внимание зрителей введен идиотский диалог. Думаю, не одну физиономию бывшего служивого перекривило от него:
- Товарищ лейтенант! – воскликнул Абдулла.
- Обижаешь - капитан, - ответил будущий убийца. – НО ЗОВИ МЕНЯ ПРОСТО – ЗАМПОЛИТ.
Это можно бы было употребить в каком-то ироническом контексте или в абсурдистской хохме, но режиссер, очевидно, не шутит и считает это вполне осмысленным диалогом. А смысла в нем столько же, сколько, например, в таком диалоге:
- Доктор!
- Обижаешь – главврач, но зови меня просто – терапевт.
Ну а затем, этот замполит, прочитав Абдулле лекцию о христианских ценностях, убивает его. Чуть ли не молясь.
От же ж, твою муттер! Умри, Денис, лучше не снять!
И там еще прорва «художественных открытий» - летающие доллары, какой-то идиот с чемоданом этих долларов, какой-то Змей Горыныч, выпрыгнувший из болота (это опять Хичкокские мотивы).

Что же касается «прекрасной игры актеров», а именно Миронова, то можно заметить, что оный Миронов в последнее время стал выполнять ту же функцию, что выполняет липучка для мух: отвлекать от протухших фруктов на столе. Залюбуешься на «игру актеров», может, и не заметишь, что фильм говно. С Мироновым в последнее время удалось просмотреть несколько совершенно бездарных фильмов. Немного, конечно, отвлекает от говна, но все равно – запах достает.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 29 comments