desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Categories:

Сияние макгафина

Сияние макгафина

Недавно, совершенно случайно, пересмотрел «Криминальное чтиво». Не все, только несколько вкусных фрагментов. Поразила одна деталь, на которую доселе не обращал внимания.
Странно как-то даже вспоминать, но был у меня когда-то очень официальный черный «дипломат». Тот самый плоский деловой чемоданчик, который в те времена считался непременным атрибутом серьезного человека. То есть, успешного студента, перспективного инженера, государственного функционера среднего звена, демобилизованного вояки и тому подобное. Хотя на то время я не был ни серьезным, ни занятым. Вообще ничем не занимался. Но без этого прямоугольного приспособления на улицу вообще не выходил. Чемоданчик был вполне респектабельным — из качественного кожзаменителя, на блестящих замочках, открыв которые, можно было увидеть роскошное нутро, обтянутое пурпурным бархатом.

Что там носил — даже не вспомню. Ничего особенного, скорее всего. Потому что проводил свободное время (другого и не было) с такими же нонконформистами-бездельниками, как и сам.

В то же время что-то явно шло не так. И чем больше «дипломат» прилипал к руке, тем более глубоким становился этот почти экзистенциональный кризис. Как жить дальше? Что делать, когда ничего делать не хочется? Другим бы мои проблемы…

И в определенный момент что-то щелкнуло, переключилось — и вот я уже в одной из бывших советских столиц, в компании эмансипированных начинающих художниц, лохматых малолетних гуру и другой феерической публики. И у самого такой вид, что "дипломат" мне вовсе ни к чему. Та многомесячная отлучка абсолютно меня изменила, и если бы не она, — эти строки писать было бы некому. У каждого, в конце концов, свои пути взросления…

А когда пришло время двигаться дальше, стал я собирать вещи, посмотрел на этот, уже покрытый пылью чемоданчик, и понял, что вот в нем вся моя прежняя неопределенность и осталась. Что меня там, в его бархатном чреве, больше нет.

В «Криминальном чтиве» фигурирует похожий чемоданчик. Разве что замки цифровые. Когда его открывают, то изнутри льется нездешний, золотистый свет, от которого трудно отвести взгляд. Совершенно особенная вещь. Ради нее герои, которых играют такие колоритные человеки, как Джон Траволта и Семюэл Джексон, готовы отнимать чужие жизни и рисковать своими. Понимая, что Тарантино — искусный пересмешник, что он дразнит зрителя, время от времени задаешь себе вопрос — а что там? Откуда этот свет, завораживающий жестоких бандитов?

И вот вышеупомянутая деталь: код на замках — очень приметное число. 666.

Наполнив сердца этической суровостью, проинтерпретируем: Траволта и Джексон несут своему боссу, вожаку мафии, власть как таковую — над этим миром. Да и мафиози ли он, человек ли, не является ли кем-то еще более могущественным?

Но хорошо смеется тот, кто пишет титр «The End». И, учитывая происходящее в фильме, получается, что все не так зловеще. Потому что герой Траволты погиб нелепо и глупо, а герой Джексона вообще бросил криминал, чтобы проповедовать слово Божье. А чемоданчик как таковой вообще никоим образом не повлиял на сюжет. На его месте могли бы оказаться пачка денег, статуэтка сокола, клюшка для гольфа — что угодно. Великий Альфред Хичкок, гениально понимавший природу кино, называл такие вещи очень остроумно — «макгафины». Макгафин, по определению автора «Психо» — это такой предмет-провокатор событий в фильме. Ради него действующие лица вступают в конфликты, заключают сделки, ставят перед собой скрытые задачи — одним словом, драматургическая машина работает на полную мощность, а что, собственно, послужило поводом для всего этого — не имеет никакого значения. Ведь главное — не повод, а то, что произойдет потом.

И вот таким макгафином, фантомом, является дьявольский чемоданчик в «Чтиве». И, кажется, это верно и для моего собственного случая…

Эти чемоданчики и сейчас в моде. Их можно увидеть на улицах, в офисах, по телевизору. Это — обязательный атрибут успешного клерка, перспективного бюрократа, менеджера среднего звена, мобилизованного политика. Они — везде. Они уверены, что несут власть, несут богатство, почтенный статус, железно распланированное будущее, что весь мир расфасован по их черным ящикам...

Макгафины.

(с)Дмитрий ДЕСЯТЕРИК
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments