desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Лобовая атака

Лобовая атака
("Оружейный барон")

У голливудского кино есть одна черта, которая в равной степени является и пороком, и достоинством – прямолинейность. Присуща она и фильму “Оружейный барон” с Николасом Кейджем в главной роли.
“В мире вооружен каждый двенадцатый. Наша задача – вооружить остальных 11” - этим герой Кейджа и занимается все отведенное ему экранное время. Соответственно, картина бывшего новозеландца Эндрю Никколя - полнометражный портрет всех торговцев оружием в мире, воплощением каковых “барон” (или, если быть точным, “повелитель” – оригинальное название – “Lord Of War”) Юрий Орлов и является.
Главным злом режиссер, он же автор сценария, считает, судя по всему, именно стрелковое оружие. Это ясно уже с первых кадров, где прослежен путь одной пули – от завода до момента, когда она впивается в голову жертвы. Продавать именно такие приспособления для убийства – главный талант Орлова-Кейджа. Сам при этом убить неспособен, и война для него только бизнес.
Профессиональный опыт у Эндрю Никколя не слишком обширный, но, очевидно, качественный. После эффектного дебюта 1997 года, футуристического триллера “Гаттака”, где главные роли сыграли, между прочим, Ума Турман и Этан Хоук, Никколь выступил сценаристом и продюсером столь заметных лент, как “Шоу Трумана” (1998 г.) и “Терминал” (2001 г.) История в этих фильмах, по сути, одна – человек в не зависящих от него обстоятельствах, ограничивающих его свободу, будь то круглосуточный сериал, снимаемый в городе-павильоне (“Шоу Трумана”), или аэропорт, который невозможно покинуть из-за бюрократической нелепицы (“Терминал”). В “Оружейном бароне” ситуация немного иная. Героя вообще ничего не ограничивает, в том числе и требования морали, но окружающая реальность для него тоже неуютна: слишком много мира – убытки, слишком много войны – начинают наседать федералы.
Вот именно на этом водоразделе внешнего и внутреннего возникают проблемы в картине. Губительность работы Орлова можно было бы показать двояко: как оружие разрушает все вокруг него – или же как разъедает изнутри его самого. В первом варианте получилась бы политическая драма, возможно даже, трагикомедия, во втором – драма психологическая. В любом случае – достаточно разные результаты. Режиссер, однако, решил совместить. Орлов периодически рефлексирует и переживает, что, в логике сценария, живописующего его уже зрелым циничным дельцом, несколько странно. Попытка изобразить его человеком с пусть угасающими, но все же чувствами, откровенно не удается – и потому, даже когда распадается семья “барона”, гибнет его брат, все это так и остается на уровне жестов, реплик, сценарных поворотов, не более. Нет внутренней катастрофы, нет надлома, и даже таланты Кейджа тут слабое подспорье. А жаль: заглянуть в душу такого персонажа было бы крайне интересно.
Что до злободневной составляющей, то здесь как раз имеет место выше названная прямолинейность. От первых убийственных кадров до финального монолога Орлова, раскрывающему глаза настигшему его агенту на истинное положение дел – мол, все равно кровавый бизнес крышуют на высочайшем уровне, и завершающих титров, извещающих о том, что пять постоянных членов Совбеза ООН являются крупнейшими поставщиками оружия в мире – весь фильм являет собой сплошное обвинение оружейного бизнеса и продажных политиков, его прикрывающих. Бесхитростно, монотонно и в лоб. Как газетная статья. Может быть, так надо, - если уже и статьи не действуют. Но, вот малоприятный парадокс – кино в таком случае тоже перестает действовать – и как обличение, и как факт искусства.
Напоследок нельзя не отметить одну любопытную деталь. Похоже, мода на Украину отнюдь не угасла. Она просто перешла из политики в культуру, точнее, в массовый кинематограф. После “Войны миров” Спилберга и “Мертвой невесты” - инфернального мультфильма Тима Бартона, – “Оружейный барон” стал третьим заметным американским фильмом за год, где упоминается Украина. Правда, упоминания эти - по довольно зловещим поводам: у Спилберга с нас начинается вторжение агрессивных инопланетян; в "Невесте" говорливый скелет-знахать готовит некое убийственное "украинское зелье", дабы отправить на тот - в смысле, свой - свет героя, озвученного Джонни Деппом. АА по сюжету Никколя, Орловы эмигрируют из города Одессы – в Одессу маленькую, что на Брайтоне. Юрий Орлов потом еще и возвращается на землю предков (показанную, правда, очень условно) закупить бесхозного оружия. Наиболее эффектен в этом смысле кадр с географически точной - и Одесса, и Крым на месте - картой страны, насыпанной на круглом столике кокаином.
Другое дело, конечно, что Орлов – очень условно украинская фамилия. Есть моменты и повеселее – когда герой Кейджа рассуждает о популярном автомате АК-47, отчеканенном на советских монетах, или хвастается наличием у него украинского паспорта, хотя эпизод по сюжету имеет место в начале 1980-х, когда паспорт Украины был не более вероятен, чем ее глобус. Впрочем, это уже мелочи – лиха беда начало. Может, в следующем фильме другой режиссер будет точнее, или даже Украине выпадет спасти весь мир от какого-нибудь нехорошего “лорда” - кто знает…
(с) Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments