desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Счастье бедного кино

Счастье бедного кино
(“Happy People”, реж. Александр Шапиро)
Несмотря на признаки некоторого оживления в украинской киноиндустрии, появление нового полнометражного фильма, а тем более его участие в кинофестивале и даже гипотетический выход в прокат – факты в любом случае незаурядные. Поэтому о новой картине киевского режиссера Александра Шапиро “Happy People” стоит поговорить.
Впрочем, почти с самого начала такой разговор грозит перейти в социальную плоскость. Однако и без минимального художественного разбора не обойтись.
Итак, “Happy People” – уже третий полный метр Александра Шапиро – режиссера-самоучки, удивительно стабильного в своем умении не просто находить средства для очередных съемок, но и грамотно рекламировать уже снятое. Новый фильм – очередное доказательство возросших возможностей его автора. Среди актеров – не только киевские знаменитости, такие, как Виталий Линецкий и Алексей Горбунов, но и приметные персоны из соседней страны – Федор Бондарчук и Александр Баширов. Бондарчук появляется в кадре трижды, каждый раз для того, чтобы сказать что-то со строгим видом в мобильный телефон. Вспоминая суровую формулу советского самопожертвования, можно сказать, что поступить так на его месте мог бы каждый. То есть, вместо Бондарчука мог бы сказать те же фразы с тем же видом любой иной исполнитель – результат бы от этого не изменился. Это как в клипе – на экране пляшут разноцветные человечки, неважно даже, хорошо или плохо пляшут, и человечки ли это вообще – главное, что создается какое-то движение, общая оживленность.
Мышление клипмейкера у Шапиро столь же неизменно, как и его менеджерские таланты, и держится на стабильном уровне. Вне зависимости от сюжета, цвета пленки, имен актеров можно предсказать, что и в новом фильме будут: постоянное мельтешение монтажных склеек, беспрерывно, в том числе и не к месту, звучащая музыка, выспренние, насквозь искусственные диалоги, которые все равно трудно расслышать из-за той же музыки и общего качества звука, слегка “деревянные”, то есть потерянные ввиду нечеткости задач, исполнители (это в том случае, если сцена длится чуть дольше чем обычно и не сдергивается очередной склейкой). Сюжетостроение крайне слабое, иными словами, эпизоды вместе не держатся, целостную историю не образуют, хотя изначально она заявлена. По сценарию – двое фланирующих буржуа развлекаются, давая друг другу экстравагантные задания; вся игра довольно скоро приобретает метафизическую, даже мистическую направленность. Хорошая идея, на которой можно было бы выстроить настоящую притчу про истинное и ложное целеполагание – но очень скоро драматургия фильма теряет даже минимальную энергию. В итоге видим не один большой клип, а цепочку маленьких общей длиной полтора часа.
Данные утверждения приходится повторять из рецензии в рецензию.
Приходится повторять и другое, что тоже нелишне.
Шапиро никоим образом не соотнесен с украинской кинематографической традицией, в том числе и с ее худшими, “гетьмано-советскими” сторонами; скорее, он пытается имитировать наработки европейского и независимого американского кинематографа последнего десятилетия, плюс кое-что из Муратовой, - а на фоне серости наших киноавторитетов это выглядит достаточно свежо. Мало того, действие всех фильмов Александра происходит в интерьерах и пейзажах сегодняшнего Киева, в кадре – наши современники, обычные горожане со своими проблемами, психозами и развлечениями. Одним словом, в этих фильмах предстает та самая современность, в которой живет большинство зрителей – и оно, это большинство, изголодалось именно по такому кино и по таким темам.
И пусть фильмы Шапиро кроены по одним и тем же, неуклюжим лекалам; и пусть отправился он не на Берлинский фестиваль как таковой, а на околофестивальный Форум, который к Берлинале имеет очень опосредованное отношение и носит, скорее, учебный, экспериментальный характер… До тех пор, пока отечественное кино будет игнорировать реальность, сложившуюся как за пределами павильона, так и за границами Украины, – умение Шапиро воспринимать и имитировать все новое будет приносить ему самый дорогой приз – зрительское внимание.
(с) Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments