Продавец шпилек (pintrader) wrote in kinoclub,
Продавец шпилек
pintrader
kinoclub

"Пыль", реж. Сергей Лобан


"Пыль" - это "Асса" вывернутая на изнанку. Если Соловьев спекулирует на поколении несвободы, которое якобы не смогло себя проявить в силу объективных причин, то в "Пыли" показано, как в условиях полной свободы поколение теряет свободу в силу причин личных.

И в конце фильма звучит все та же пафосная песня В.Цоя "Перемен мы ждем...", но на этот раз с сурдопереводом. Причем сурдоперевод звучит так яростно, что просто заглушает банальные слова песни. Сурдопереводчик криком кричит, озвучивая простейшие команды: "лечь-встать; кругом, за переменами - шагом марш!", но глухонемая молодежь его крика не видит, потому что она еще и слепая.

Кино снято ситуационнистской группой "Свои" на видеокамеру и имеет мизерный бюджет, что продолжает традиции параллельно-перпендикулярного кино. Тут существует прямая зависимость: чем меньше денег вложено в фильм, тем ближе к сути искусства он приближается. В бюджетном кино больше условностей, которые являются преградой. Тут же, общение художника со зрителем происходит почти напрямую.

Технических огрех немного и это, как ни парадоксально, плохо. В концептуально-дешевом кино на огрехи дается карт-бланш. В дешевом кино огрехи превращаются в достоинства. Т.е. процесс творчества становится его результатом, что параллельно-перпендикулярная "Догма" в свое время и показала. В противном случае, фильм является профессиональным, что при малом бюджете почти гарантирует лишь имитацию профессионального.

В фильме снялись знаковые фигуры неформальной субкультуры: П.Мамонов и П.Короленко. Это еще один штепсель, чтобы подключить фильм к розетке того же соляриса, что и кичевое-розовое кино Соловьева, что является стебом само по себе. Вообще, понравился стеб над всеми: правозащитниками, кровавой гебней, клубными отсосами, алкашами, диссидней, сектантами и так далее. Иногда мне казалось, что стебутся над самой кинопленкой. Это хорошо и правильно.

Главный герой, 24-х летний инфантил с еще не выросшими мозгами, соглашается на медицинский эксперимент проводимый кровавой гебней. Его облучают, но в процессе облучения он обретает тело культуриста... на несколько секунд. После чего весь фильм с разнообразными перипетиями он рвется обратно, в поисках утраченного мускулистого тела.

Бежать весь фильм в подвалы Лубянки, это конечно обратный процесс перестроечному месседжу Соловьева. И в этом ключе в.цоевские "переменки" звучат намеренно издевательски. Пока он рвется туда, он попадает в основные социальные штампы современной Москвы, от долбежно-молодежного клуба до квази-криминальных разборок.

Вообще фильм "Пыль" довольно богатая пища для всевозможных интерпретаций, начиная с гоголевско-тыняновской бестелесности (достаточно вспомнить похождения условного Носа майoра Ковалева, умершего Акакия Акакиевича и несуществующего лейтенанта Киже), до русско-народного безумия Иванушки-дурачка. И если с бестелесностью своей тучный персонаж фильма как-то пытается борется, то безумие, напротив, является путеводной нитью в поисках утраченного тела, впрочем, безуспешной, так к концу фильма герой исчезает, сначала телесно (метафора Мамонова: "ты-пыль"), а потом и ментально (коллективный просмотр с бабушкой Е. Петросяна по телевизору).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments