desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Марш униформированных шутов

Марш униформированных шутов
(«Морпехи»)

"Морпехи" Сэма Мендеса – это, очевидно, первая, либо одна из первых в широком прокате, кинематографическая рефлексия на тему войны (уже, точнее, войн) в Персидском заливе. Герою (главную роль исполняет Джейк Гилленхаал), подписавшему по непонятным для него самого причинам контракт, приходится принимать участие в операции по освобождению Кувейта «Щит в пустыне» в качестве снайпера. Канва событий соответствующая: начальная выучка, ожидание войны, а затем то, что назвали войной.

Фильм снят по воспоминаниям реального участника тех событий, Энтони Своффорда, чья книга в свое время даже стала бестселлером. По содержанию и форме — обычная солдатская история: ничего чрезвычайного, слишком поражающего, экстремального. Казарма везде и всегда пахнет одинаково.

А «Морпехи» — это, по большей части, реальность казармы, потому что войны как такой здесь почти нет. Героя засасывает всеобъемлющая скука армейских будней — фотокарточки неверных жен, рычание сержанта, уборка сортиров, восторженный просмотр «Апокалипсиса сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы, воспринимающегося в настоящее время как вполне милитаристское кино. Иногда это распланированное прозябание может полить нефтяной дождик или подсветить пожар, вызванный пьяной глупостью. Если же и возникает угроза жизни, разве что от ошибочного выстрела из собственного самолета. Все так.

Непонятно лишь, зачем Сэм Мендес снял этот фильм. Это не историческая сага, не пацифистское обвинение и тем более не экзистенциальная притча наподобие «Апокалипсиса», хотя претензия на это в фильме есть. Да и финальные слова уже гражданского Энтони — что, мол, мы еще до сих пор морпехи и все еще блуждаем в той пустыне — не оставляют сомнений в намерениях. Но режиссер так и останавливается на уровне деклараций.

Мендес, несомненно, профессионал — о чем свидетельствует успех его предыдущей картины «Красота по-американски». Актеры — тот же Джейк Гилленхаал, и не менее известные и одаренные Джейми Фокс и Питер Сарсгаард — вроде бы на своих местах. Съемки часто достаточно эффектные, особенно эпизоды среди пылающих скважин под ливнем нефти или в накаленной от солнца и взрывов пустыне, или на выгоревшем — вместе с людьми и автомобилями — шоссе. Однако даже эта эффектность — общего голливудского пошиба, но не больше. С такой же хорошей картинкой там делают ежегодно десятки фильмов, которые отличить друг от друга невозможно, — а кроме этого поверхностного лоска в «Морпехах» ничего и нет. И хоть бы как старались актеры, операторы или пиротехники, хоть бы как горело бутафорское горючее или гремели настоящие истребители — пустота смыслов ощущается постоянно, в каждой минуте фильма. Мендес снимает о войне, о драме людей на поле боя, но не чувствует ни войны, ни драмы, потому что для этого, кроме умения мастерить хороший кадр, нужны еще некоторые качества, которые приобрести очень трудно, даже после награждения «Оскаром». Особенно это чувствуется в сцене с сожженным автобаном: режиссер пугает обугленными трупами, но, в конце концов, весь фрагмент выглядит как сплошная «инсталляция», тщательным образом подготовленная декораторским цехом. И мертвые, и живые в «Морпехах» фальшивы, как и сам фильм, который, в свою очередь, вышел настолько же ненастоящим, как и война, о которой повествует.

Вместо смерти — декорация. Вместо пропитанного кровью и верой Востока — калифорнийская подделка. Вместо трагического похода между собственным и чужим небытием — очередной марш униформированных шутов.
А между тем война продолжается.

(с) Дмитрий Десятерик
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments