desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

За двумя волками

За двумя волками
("Дневной дозор")
Моя московская знакомая, очень молодая особа (то есть — как раз из того сегмента аудитории, на который больше всего рассчитывают рекламисты), охарактеризовала «Дневной дозор» (подзаголовок «Мел судьбы») так: «Скучно. Разрушений маловато». К разрушениям еще вернемся, но общее настроение, во всяком случае в прессе и среди более-менее опытных зрителей, действительно, не слишком благоприятно для авторов фильма. Критикуют «Дневной дозор», хотя не так интенсивно, как «Ночной», который даже назвали в свое время «Ночной позор», но все равно — достается на орехи и режиссеру Тимуру Бекбамбетову, и сценаристу Сергею Лукьянченко. Хотя режиссеру, как водится в таких случаях, достается больше — мол, не успел за легким полетом фантазии широко любимого писателя.

И, что интересно — «Дневной дозор» при этом уверенно бьет все рекорды кассовых сборов, зарабатывая по 2 миллиона в день, и уже опережает предыдущих рекордсменов — «9 роту» и «Турецкий гамбит».

А вот и еще интереснее: мне фильм... понравился. Каково!

А как же фон Триер, Кира Муратова, Джим Джармуш?

К счастью, они здесь абсолютно ни при чем.

Ведь «Дневной дозор» — это не совсем фильм, не совсем кино. Это, скорее, продукт определенной технологии — ну вот как новая марка автомобиля или слабоалкогольного напитка. То есть отношение к искусству не имеет, но посмотреть и попробовать на вкус приятно.

Что, собственно, в первую очередь ожидалось от «Дневного дозора»? Что «дозорные» будут еще более колоритными, их «темные» противники еще более изобретательными, а поединки первых и вторых — еще более невероятными. То есть — ожидали крутых поворотов сюжета, классных драк, но в первую очередь — спецэффектов, спецэффектов и еще раз спецэффектов. И все это получили.

Итак, между «светлыми» и «темными» вновь начинается потасовка, последние проводят хитрую комбинацию, чтобы склонить победу в свою пользу. В центре интриги опять оказывается «ночной часовой» Антон Городецкий (Константин Хабенский), а цепочка событий приводит едва ли не к концу света. Вот, собственно, эта нехитрая драматургия и требует как можно больше спецэффектов.

Далеко не все познается в сравнении, но жанровое, развлекательное кино — как раз тот случай. И сравнивать «Дневной дозор» нужно не с образцами наподобие «Матрицы» или «Терминатора», а с контекстом. То есть с постсоветским кино (конечно, той его частью, которая претендует развлекать публику — авторское сейчас не берем). Так вот, надо признать, что пока оно выделялось только своей нищетой — причем не только в финансовом обеспечении, но и в исполнении, в уровне идей и технологий. Было проблематично даже склепать более-менее увлекательный сюжет, не говоря уже о неоднократно упоминавшихся спецэффектах.

Так вот с учетом этого «Дневной дозор» выглядит если не блестяще, то солидно. Потому что такой виртуальной роскоши на всей нашей совместной московско-киевско-... (далее по списку столиц союзных республик) территории еще не было. Нападение Тамерлана на священную крепость, прыжки в «сумеречное» измерение, разгневанный «темный» рулевой Завулон (Михаил Вержбицкий), который разбивает собой троллейбус, а потом стегает окраины длиннющим проводом высокого напряжения, гонки на автомобиле по фасаду гостиницы «Космос», ну и, конечно, те самые финальные разрушения — все нарисовано без проколов, со всеми реалистическими деталями, тенями, бликами и тому подобное. Москва разрушается с размахом, с определенной лихостью даже — чего стоит только «чертово колесо» из парка Горького, которое катится просто по центральным улицам Белокаменной, или Останкинская башня, которая так неспешно, но убедительно накрывает исполинскими обломками несколько кварталов. Еще ни разу в российском кино не разрушали Москву, да еще и в таких масштабах — и наконец это произошло. Здесь следует отметить отрадный факт — значительную часть спецэффектов делали киевские компьютерщики, в титрах даже обозначена целая съемочная группа в нашем городе. Здесь уже надо задуматься и нашим производителям — имеем специалистов такого уровня, которые могут любой фильм нарисовать — а работают традиционно на иностранцев. Ну неужели опять, чтобы оценить талантливых людей, нужно дождаться, пока они выедут за границу?

Конечно, разрушений могло бы быть и больше — но и эти неплохо сделаны, да и молодых режиссеров, а также денег для съемок новых блокбастеров в соседнем государстве, кажется, хватает — так что эту проблему, по-видимому, там в ближайшее время решат.

А в общем — «Дневной дозор», конечно, очередной фильм-аттракцион, очередная многомиллионная игрушка. Однако забава на самом деле серьезная — ведь тамошние производители именно такими картинами пытаются в очередной раз выиграть в старинных российских соревнованиях — то есть догнать и перегнать Америку. В то же время — надеясь сохранить глубоко национальное выражение лица. Ну это ничего, ничего. Ведь движение — все, конечная цель — ничто. Даже новая игрушка быстро надоедает, отправляясь на свалку забвения, тем более что уже в продаже появляется еще более яркая, еще более быстрая, еще более смешная, но точно такая же пустая цацка. Жду — не дождусь.

(c) Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments