desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Три кровавых письма

Три кровавых письма
Среди всего разнообразия кинематографических жанров есть один, крайне любопытный, который можно условно назвать альманахом. Как правило, это полнометражный фильм на одну тему, составленный из короткометражных картин разных режиссеров. Как правило, в таких проектах принимают участие именитые авторы, признанные мастера; более того, в последнее время такая форма становится все более популярной. Сегодня в киевский прокат вышел в буквальном смысле слова экзотический копродукт - «Три экстрима» (более точный перевод - «Три... крайности»).
Частый и общий недостаток подобных начинаний - некоторая неровность, общая рыхлость, потеря драматургической энергии. Слишком уж разные режиссеры подчас объединяются для такой работы - причем разные не только по характерам, но и по уровню дарований (что, например, очень заметно в тех же «Четырех комнатах»).
«Три экстрима» представляются явно более успешными благодаря определенной близости собравшихся вместе фильммейкеров. Фруит Чан, Парк Чон-Вук, Такеши Миике — наиболее яркие представители дальневосточных кинематографий — гонконгской, южнокорейской и японской соответственно. Фруит Чан прославился своим вызывающе ярким, на грани китча, стилем - именно потому его «Отель «Гонконг» был благосклонно принят на кинофестивале в Венеции в позапрошлом году; Чон-Вук шокировал сначала Канны (точнее, Тарантино, бывшего председателем жюри, за что и получил Гран-при фестиваля), а потом и европейских зрителей своим «Стариком»; Миике сумел напугать аудиторию инфернальным триллером «Кинопробы». У всех троих есть и одна несомненно важная общая черта — отношение к насилию. Каждый из них в изображении жестокости на экране идет намного далее того порога, на котором остановился бы американец или европеец. И, что самое интересное, — получается у них весьма органично, неотделимо от сути фильма: насилие не самоцель, а естественная часть образа.
Фруит Чан, к примеру, открывает фильм черной — очень черной — мини-комедией «Пельмени» про чудодейственное блюдо, возвращающее молодость, начинку которого составляют… человеческие эмбрионы. У любого западного режиссера такой сюжет явно бы провалился — а Чан вполне справляется, показывает цветастый ужастик чуть ли не стиле дворовых садистских частушек — временами тошнотворно, с таким смачным хрустом, - но ни на что не похоже. В свою очередь, «Монтаж» Парка Чон-Вука — уже целая феерия насилия, клаустрофобный кошмар, снятый в подчеркнуто условном павильонном пространстве, но от этого не менее впечатляющий. И, опять же, — самые чудовищные сцены, потоки крови удивительным образом сочетаются с откровенным зубоскальством, иногда солдафонским, иногда — беззлобным юмором, а развязка, как водится у этого режиссера - довольно непредсказуемая. Наконец, Миике — самый плодовитый, кстати, из всей троицы, может запросто выдавать по несколько картин в год — уравновешивает варваров с континента некоторым количеством островной изысканности. Его «Коробка» выдержана в духе японских средневековых новелл ужасов, так называемых кайданов, или, точнее (поскольку все же сюжет современный), неокайданов. Здесь жестокость — лишь часть леденящей истории, в которой обязательно есть место мистике, роковой загадке прошлого, кошмарным галлюцинациям, неотделимым от реальности. В совокупности получается весьма сбалансированная и очень запоминающаяся трилогия, где насилие представлено равно в физиологическом, культурном и магическом аспектах.
Пожалуй, больше тут добавить нечего. Разве что, в качестве памятки зрителю: важно помнить, что мы все-таки имеем дело с визуальным продуктом культур, отношение которых к насилию, к человеческому телу, даже к смерти - весьма отличается от аналогичных представлений нашей, несомненно европейской, цивилизации. По сути, насилие - здесь не самоцель, а лишь экстремальный способ - один из многих - рассказать историю, передать, пробившись сквозь предрассудки и шаблоны восприятия, свое послание.
И это послание стоит прочесть.
(с) Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments