Алексей Гурьев (cineman) wrote in kinoclub,
Алексей Гурьев
cineman
kinoclub

«О бедной горилле замолвите слово, или: Кинг Конг – осмысленное»

Начну издалека. Многие ругаются – зачем переснимать то, что давно уже было сделано? Кому нужны эти римейки? Знаете, я всегда считал, что в искусстве важнее не то, ЧТО за история рассказана, а КАК она рассказана. Простой пример: возьмём такую банальнейшую штуку, как закат солнца. Десять разных поэтов опишут его по-разному, десять художников нарисуют десять разных картин, а десять бородачей с гитарой напишут десять баллад. Разных. И говорить – не читайте стихов Васи Пупкина, потому что там про закат солнца, это ровно то же, что заявить – не читайте стихов Сани Пушкина, он там про любофф пишет, а ведь до него про эту самую любофф Петрарка писывал!



Так вот. О ЧЕМ будет история, было известно давно, но КАК она будет рассказана, можно было только предполагать. ПиДжей хороший рассказчик, талантливый, он знает, как заставить жертву, т.е. зрителя сидеть, не шелохнувшись три часа кряду, вперившись в экран. Очень многие рецензенты в ЖЖ отметили, что «Кинг Конг» Питера Джексона стал новым словом в кинематографе, вехой. Сейчас, только сейчас я могу сказать, что в кино начался новый век. И дело не только и не столько в визуальных эффектах и технологиях, еще пять лет назад казавшихся нереальными, дело в симбиозе, сплаве всех элементов фильма. Знаете, за что я больше всего люблю кино? За его сложность. Создание нового фильма это титанический труд огромного количества людей, это разработка приемов и методик зачастую никем и никогда доселе не испытанных. Это как полёт в космос, как высадка на Марс. =) А самое проблематичное - сочетать технологии и пресловутый «человеческий фактор», дабы механика и цифра не задавили в фильме естественность и жизнь…

Это присказка. О сказке:

Сюжет. Пересказывать нужды нет – кому надо, те знают. Сюжет построен на контрастах, но очень четко сбалансирован. Постоянное усложнение ситуаций, постоянные «точки перелома».

Кинг Конг готовится схватиться с двумя наступающими на него тираннозаврами и…. сзади нападает третий. Гипердинамичная схватка, Конг рвёт пасть последнему противнику, и когда тот, поверженный, падает бездыханным, горилла озадаченно приподнимает его морду, и клацает неестественно вывернутой челюстью, как бы говоря: «Что? Всё? А еще поиграть?»

И неумолимая машина для убийства в миг превращается просто в большую инфантильную плюшевую обезьяну. Моментальная разрядка, и зал нервно выдыхает…
В самом начале фильма, в т.н. «сетапе» я ловил некоторую незаконченность эпизодов, и мне кажется, это свидетельство сокращения хронометража – наверняка в режиссёрской версии эти «хвосты» будут дотянуты. Всё, что происходит после прибытия на остров, прописано просто идеально.
Особенно мне понравилась проработка персонажей, и тут уже я не могу не заговорить об…

Актёры. У хорошего режиссёра, и табуретка сыграет. Как пример – тупой трёхстворчатый шкаф по фамилии Шварценеггер, попавший в руки Джеймса Кэмерона… Ну а когда под крылом гениального режиссёра собирается команда действительно талантливых актеров, результат просто обязан быть умопомрачительным. Пройдемся по персоналиям.

Энди Серкис сыграл в этом фильме две роли – Кинг Конга(с помощью технологии motion capture с него были «сняты» движения и мимика), и кроме того, кто не заметил, он сыграл одноглазого матроса, курящего свою сигарку даже в сцене, когда вся бравая команда улепетывает от стада динозавров. Вот забавно будет, если Серкиса хотя бы номинируют на «Оскар» за лучшие мужские роли первого и второго плана. ;-).
Кинг Конг – еще одна ступень совершенствования «композитных» персонажей: если Голлум всё же мог говорить, то Конг лишен дара речи. Но пластика и мимика, которыми одарил Серкис огромную компьютерную обезьяну, намного выразительнее, чем тысяча слов…

Наоми Уотс. Вы только представьте, каково это – отыгрывать диалог взглядом с воображаемой обезьяной, находясь в павильоне, затянутом хромакейным фоном(«зеленкой»)! Это просто подвид шизофрении какой-то… ;-) Тем не менее, история взаимоотношений Конга и Энн рассказана именно через лица, и если «лицо» Конга еще можно было подправить на компе ручками, то у живых актеров не было права на ошибку. Уотс трогательна, тонка, хрупка, когда находится радом с Конгом, когда начинает ему доверять. И в то же время невероятно сильна, когда пытается выжить, спасаясь в джунглях. Последний раз такую силу в женском взгляде я видел у Джоди Фостер в «Иллюзии полета».

Джек Блэк. Я считаю эту роль открытием реального таланта Джека. =) Он настолько реалистично изобразил прожженного киношника, что я не мог отвести от него умилённого взгляда. В первой же сцене с его участием, только по глазам я понял, что он сдает кино продюсерам. :D Его герой сочетает в себе идеализм(вспомните его реакцию на пожелание продюсера видеть «буфера» в фильме), «хамелионистость» и изворотливость. Он готов на всё ради своего фильма. И когда его фильм умирает, умирает и режиссёр в его душе… Когда Блэк потухшими глазами смотрел на разбитый киноаппарат мне было жутко интересно, что станет с его личностью дальше – он сломается, или переродится? Умер художник, и родился делец… Далее, до финальной сцены, когда Блэк смотрит на поверженного Кинг Конга, у него даже взгляд изменился. Алчность, тщеславие, самолюбование горело в его глазах…

Эдриан Броуди точно так же сыграл весьма нетипичную для него роль. Это вам не «Пианист», это вам не «Таинственный лес», это что-то совершенно новое. Герой Броуди тоже переживает перерождение – он вынужден преодолеть себя, превзойти всех киношных героев, которых сам же придумывал, и спасти девушку. Дааааа, более сильной мотивации, чем любовь, сценаристы пока не придумали. ;-)

Обо всех остальных персонажах столь пространно писать не буду, скажу лишь, что все на своих местах. И харизматичный капитан, и «благородный негр»(отвяньте вы от этого негра, блин! =), и «юнга», и оператор, для которого важнее штатив, чем собственная жизнь…

Музыка. Удивительно контрастный саундтрек. Акустическое «мясо» в сцене «марафона» с бронтозаврами, и еле уловимый полушепот-полутсрекот в сцене схватки с членистоногой мерзостью в расщелине… Сразу же скажу о саунд-дизайне – я уж и не припомню в каком фильме так же богато использовались пространственные эффекты. Звук буквально окружает, он ощутим…

Операторская работа. Учитывая, что 80 процентов изображения дорисовывалось потом на компьютере, основная сложность для оператора – выстроить композицию с учетом несуществующих в данный момент элементов сцены. Конечно, отчасти положение спасает превизуализация, но лишь отчасти… Нужно посмотреть в видоискатель, и представить – вот здесь у нас стоит актер, а вот там на заднем фоне бронтозавр, а слева выскочит велоцираптор… Опять шизофрения. %)

Визуальные эффекты. О них можно говорить бесконечно долго. О том как рисовался Нью-Йорк 30-ых годов, как господа визуальщики просчитывали кинематику движения корабля во время шторма, сталкивающихся ретро автомобилей, разваливающихся зданий… Как листик за листиком рисовали джунгли, как оживляли никогда не существовавших животных… Надо ли? Главное доказательство невероятного мастерства огромной команды ребят из WETA Digital это то, что только головой понимаешь, что вот этот кадр просто невозможно было снять в реальности, а значит он нарисован… Совмещение реальных кадров и смоделенных практически идеально. Персонажная анимация совершенна - динозавры превзошли-таки спилберговских! А Конг, милашка Конг… С первого взгляда в его глаза не остается сомнений что он разумен. Вселенская грусть и тоска, нет - ДУША теплится в этих глазах… Движения гориллы до невероятия реалистичны, каждый волосок идеально прорисован… Блин, я слабо могу себе представить, какая это прорва работы! В документальном фильме о создании визуальных эффектов заметили один забавный кадр:
23,96 КБ

Видите, на переднем плане лежит учебник по русскому языку? Интересно, это просто в команде наши соотечественники есть, или сотрудники WETA Digital дружно учат русский мат? ;-)))

Режиссура. Это самое главное, самое великое, и самое совершенное в этом фильме. Именно режиссёр спаивает воедино все элементы фильма, и «Кинг Конг» - имеет идеальную конструкцию. В фильме нет ни одного лишнего кадра, каждая сцена вышкурена и отполирована. Всё – динамичные схватки, или растянутые лирические сцены, всё взвешенно, и подается точными порциями. Заметьте, почти за половину фильма не произносится ни слова, но с экрана беспрерывным потоком льется действие, эмоции, чувства… И, как кто-то сказал до меня: «Одна большая метафора, и много маленьких». И Кинг Конг взбирающийся на вершину Эмпайр Стейт Билдинг, поднимающийся над никчемными и недостойными людишками, непонятый и непринятый… Затухающий факел, как умирающая надежда… Безумно понравилась сцена, когда над головой режиссёра дикарь заносит «палицу», капли дождя смывают с неё кровь, и она капля за каплей стекает на лицо Джека Блэка. Кровь, которая бы не пролилась, если бы не его амбиции…

Что особенно сложно для таких режиссёров как Питер Джексон, Джеймс Камерон, Стивен Спилберг, Ридли Скотт и прочих мэтров – они уже не имеют права сделать «средненькое» кино, слабее своих лучших картин. Они сами настолько высоко подняли планку, что вынуждены либо поднять ее следующим прыжком, либо не прыгать вообще. Казалось, что сделать что-то масштабнее, трогательнее и душевнее «Властелина Колец» просто невозможно. Ан нет, ПиДжей укатал всех! «Кинг Конг» совершенно не похож на «ВК», хотя стиль видеоряда, понятное дело, очень близок. Тем не менее, режиссёр сумел удержаться от цитирования и самоцитирования, повторив себя лишь в двух кадрах, и, видимо неудержавшись, «пнув» в одной сцене Спилберга. =) Во всем остальном – фильм не похож ни на что доселе мною виденное. И это не мейнстрим, в его обычном понимании, это действительно авторский и очень личный фильм.
Я был поражен, когда увидел интервью с Питером Джексоном, снятое в период завершения постпродакшена картины. Вы посмотрите, в кого превратился этот пухлый и жизнерадостный здоровяк!
31,21 КБ

Да уж, с таким фильмом не только похудеешь, еще поседеешь и позеленеешь вдобавок.
;-)

Итог. Мы действительно стали свидетелями кинематографического чуда, рождения чего-то нового… И Кинг Конг действительно жив, и будет жить. Хотя бы в наших памяти и сердцах.
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments

Recent Posts from This Community