Продавец шпилек (pintrader) wrote in kinoclub,
Продавец шпилек
pintrader
kinoclub

"Классная доска", "Последний поезд"


Самира Макмалбаф "Классная доска" 2000

В очередной раз убедился в правильности пословицы "Природа отдыхает на детях". Самира Макмалбаф талантлива настолько, что природе ничего не остается делать, как отдыхать где-нибудь в углу, ничего прибавить к таланту девушки она уже не может. Это второй фильм самого молодого в мире режиссера. Свой первый полнометражный фильм "Яблоко" она сняла в восемнадцать лет.

Работает Самира в фильме двух направлениях - поднимает социальные проблемы и превращает в замкнутое пространство открытые ландшафты. Действие происходит в горах Курдистана. Пространство бесконечно. Однако, бесконечность бывает разной. Это как в анекдоте про то, что все советские люди равны, но некоторые равнее других. Пространство в горах бесконечнее, чем пространство, скажем в низинах. Горизонт дальше, поле зрения шире. Однако, Самире удается сделать камерный фильм в открытом горном пространстве.

Странствующие учителя носят на спинах черные доски, которыми закрываются при шуме приближающегося вертолета. Мальчики-контрабандисты носят на спине тяжелые ящики, и укрываются от пограничников за телами курдючных баранов. Жещина-курдка пытается построить из камней и песка десяти-сантиметровую стену, за которой ее маленький сын смог бы укрыться от распыления ядохимикатов все с тех же пролетающих вертолетов....

Сюжет прекрасен: безработные учителя идут из ближайшего райцентра с досками за спиной и мелом в карманах по горным курдским деревням, чтобы учить местных жителей читать и считать. Воплощение же его еще более прекрасно.

Приведу лишь один лейтмотив в качестве примера. Несколько дней пути к иракской границе старик-курд не может помочиться. То ли из-за аденомы, то ли из-за камней в почках. Периодически другие такие же старики начинают его трясти или окунать в воду и причитать, а у него все равно ничего не выходит. Он уже находится на грани смерти. А впереди еще несколько дней пути. И вот ближе к концу, начинается химическая атака. И от страха у него получается. И вот этот мокрый обоссаный дед символизирует какую-то нечеловеческую волю к жизни.

Алексей Алексеевич Герман "Последний поезд"

Еще один раз убедился в правильности пословицы "Природа отдыхает на детях". На этот раз сын режиссера Алексея Германа, снимает фильм настолько вторичный, что природе опять таки там нечего делать. Никаких милостей от природы Герман-младший не ждет, потому что прекрасно понимает, что она их ему не даст. Поэтому все, что ему нужно, он берет сам у предшественников.

Сюжет такой: немецкий доктор, очень толстый человек, приезжает в 44-м году в Советский Союз, будучи мобилизован во фронтовой госпиталь. Однако, оказазывается, что госпиталь эвакуирован, а войска отступают. Пытаясь спастись доктор блуждает по заколдованному лесу, как герои фильма Джармуша "Мертвец", периодически натыкаясь то на потерявшуюся бригаду советских артистов, то на партизан. В итоге он садится под зонтиком на пенек. Финальный кадр.

Все бы хорошо, если бы буквально все в этом фильме не было взято напрокат. Диалоги на немецком и пограничность ситуации - сокуровские, диалоги на русском - муратовские, фактура фильма - папина, символизм - джармушевский. Последний кадр толстого уставшего доктора посреди российских снегов - красивый, но меня не оставляет ощущение, что где-то я это уже видел и не раз.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 17 comments