Вещь в себе (ex_ex_mor77) wrote in kinoclub,
Вещь в себе
ex_ex_mor77
kinoclub

Франциск //Francesco

Фильм Лилианы Кавани о Франциске Ассизском смутил меня еще на этапе обложки, с которой глумливо ухмылялся, прикрываясь хламидой, Микки Рурк. На основателя ордена францисканцев он никоим образом не походил, а напоминал мне порнофильм "Монах". Ждать от Лилианы Кавани, автора "Ночного портье" настоящей драмы, пути становления человека было глупо, а потому скомканное начало, где похожий на пирата Рурк улыбается, словно в "Дикой орхидее", и изображает сына богатого купца, меня не удивило. Однако чем дальше продолжался фарс, тем сильнее становилась аналогия между кричащими: "Что ты делаешь? Ты же сошел с ума!" родственниками и мной, зрителем. Когда-то должна была наступить точка, после которой нелепый Микки Рурк должен был бы преобразиться, а он становился все более блаженным, переходя на какую-то иную линию бытия. Где-то ближе к концу ты сдаешься - и веришь, что ощущения Франциска от бога. Чувства плавают от желания немедля выключить этот бред до размышлений о том, насколько сильно притяжение личного примера человека, какую бы чепуху он ни делал. Естественно, это не те мысли, которые должны возникать при жизнеописании такой фигуры, как Франциск Ассизский, но что уж делать.

http://www.ljplus.ru/img/m/o/mor77/fran5.jpg

Несмотря на глуповатую восторженность, некоторую гомоэротичность и невероятную плоскость женского персонажа Клары, а так же всех остальных персонажей, в картине присутствует некий дзэн. Он начинает проявляться где-то с середины, когда в нелепых поступках подозрительно ухмыляющегося Микки Рурка, обнимающего нищих, проступает выпуклая закономерность привлекать к себе людей. Те, кто видят путь Франциска, раздражаются, ругаются, но забыть его не могут. И тут-то и посещает мысль о том, что труден лишь первый шаг по доселе неопробованной стезе, а дальше за тобой захотят пройти целые толпы. Эта единственная мысль (а также энциклопедический интерес) и не дала выключить фильм где-то ближе к началу. Отдельный недостаток "Франциска" помимо его нелепости - это неумелая фрагментарная подача. Повествование ведется от лица последователей, первых учеников Франциска, но вместо полной картины мы видим суховатые отрывки, перемежаемые глуповатыми улыбками, которые должны отображать восторг. Кавани нужно "Расемон", что ли, посмотреть было, чтобы обеспечить связность, целостность.

http://www.ljplus.ru/img/m/o/mor77/fran6.jpg

Бонусом фильма является то, что в нем снимается молодая Хелена "Марла" Бонэм-Картер. Однако те, кто возбудились при этом имени, будут разочарованы - на долю Хелены остались трогательные взгляды, больше подошедшие бы Вайноне Райдер. Образ Клары, которая была единственной девушке в ордене, состоявшем из мужчин, оказался на редкость сухим. Кавани удалось сотворить настоящий унисекс, в котором о любви только говорят, но не показывают ее ни жестом, ни взглядом, ни действием. Пафос происходящего, Помощь Нищим и так далее, подкрепляются действием плохо. "Франциск" вызывает ощущения еще слабее, чем "Последнее искушение Христа" Скорсезе. Нельзя сказать, что взгляд на Христа, который предложил Скорсезе, был симпатичен, но он был нов, его Иуда был просто плевком, его Иоанн - дремучим пророком, вышедшим из язычества. "Франциск" же ничем таким не удивит.

http://www.ljplus.ru/img/m/o/mor77/fran2.jpg

http://www.ljplus.ru/img/m/o/mor77/fran1.jpg

Однако было бы неверно сказать, что в фильме нет ни одного выступа, за который можно зацепиться. Почему же, есть сцена, где Франциск порицает смеющихся горожан, говоря: "Над чем вы смеетесь? Над тем, что человек хочет стать святым?". Пожалуй, достаточно было оставить одну эту фразу и не заставлять Франциска поворачиваться в гробу.

"А у меня есть пааасека":
http://www.ljplus.ru/img/m/o/mor77/fran3.jpg
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments