fatal_exception (htp) wrote in kinoclub,
fatal_exception
htp
kinoclub

Category:
  • Music:

Драма “Manderlay” / «Мандерлей»  (by Lars von Trier, 2005)

  Этого фильма многие ждали. Конечно, в основном, это были те, для кого имя Ларс фон Триер – не пустой звук. Эстет и провокатор, режиссер, ставящий новые планки в современном кинематографе и вызывающий обоюдно бурные волны неприязни и одобрения, старина Ларс.


  «Мандерлей» – второй по счету фильм из триеровской трилогии «США – страна возможностей» – начинает свое повествование ровно в том месте, где его закончил «Догвилль». Юная Грейс (ее сыграла известная нам по «Таинсвенному лесу» Брюс Даллас Ховард) со своим отцом (Уильям Дефо) и неизменной командой гангстеров-головорезов, покончив с населением злосчастного Догвилля, направляется в Денвер, на юг США. Волею случая они оказываются у ворот забытого богом поселения – Мандерлея. А там (о ужас!) до сих пор сохранилось, отмененное 70 лет назад, рабство и несчастные темнокожие жители волочат свое жалкое существование под неусыпным оком Семьи во главе с пожилой Мэм. Шокированная Грейс, ослушавшись совета мудрого отца покинуть Мандерлей, решает вмешаться. Когда, не без помощи гангстеров-головорезов, власть в Мандерлее переходит к жителям, а пожилая Мэм отправляется в мир иной, не пережив такой круговерти событий, Грейс все же соглашается продолжить намеченный ранее путь, но тут оставшиеся участники Семьи начинают раздавать бывшим рабам какие-то двусмысленные контракты, а сами рабы полностью запутываются в происходящем («В Мандерлее мы, рабы, ужинали в семь часов вечера, во сколько ужинают свободные люди?»). Грейс, после непродолжительных перемолвок, забирает у отца несколько лучших гангстеров и окончательно решает остаться в Мандерлее на благо построения демократического общества...

  «Мандерлей» – Кино с большой буквы. И вот почему. Во второй части своей трилогии Триер продолжает диктовать новые догмы кинематографа, настойчиво использую свои излюбленные режиссерские приемы:

  • Сведение декораций к минимуму. Этот прием, будучи впервые использованным в «Догвилле», поначалу шокирует и кажется неестественным. В «Мандерлее» он уже смотрится органично и уместно. Триер акцентирует внимание зрителя на психологической составляющей картины, на тонкой актерской игре. Фильмы Триера, в первую очередь, являются разговорными и, благодаря этому приему, внимание зрителей четко удерживается там, где необходимо режиссеру. При этом, оставленные Триером декорации, привлекают удвоенное внимание (как, например, колодец или забор).

  • Четкая хронология сюжета и закадровый голос. Фильмы Триера четко разбиты на отдельные части, каждая из которых играет отдельную роль в конве повествования. Связующим звеном между частями является закадровый голос, ведущий зрителя за собой. Эта схема неизмеримо усиливает эффект от некоторых сцен, делая сюжет более связным. Если в начале этот прием кажется навязчивым, то ближе к концу он действует как катализатор зрительских эмоций.

  • Неожиданные сюжетные повороты, предугадываемые зрителем. Вот это – истинное мастерство. Чтобы понять о чем идет речь, фильмы Триера нужно Смотреть. Триер умеет так закручивать сюжеты, что все двенадцать частей, уложенных более чем в два часа экранного времени, проходят на одном дыхании.

  • Особенный музыкальный ряд. Музыка в фильмах Триера неразрывно связана с сюжетом. Гипнотически-меланхоличные однообразные мотивы сменяются яркими классическими партиями, вновь переходящими в повторяющийся мотив. Это удивительным образом передает настроение всего фильма, подчеркивает доносимые режиссером идеи.

  • И главное – вечные вопросы, поднимаемые в фильме. Триер – новатор. Он стремится раскрыть глубинные пласты вечных диалектических противоречий. В «Мандерлее» Триер поднимает вопрос «Демократия – Рабство». Посредством неопытной Грейс он показывает все грани этого конфликта, все тонкости и шокирующие подробности, проиллюстрированные ярчайшими примерами (чего только стоит  голосование, выносящее смертный приговор или, не вошедшая в финальный монтаж фильма, сцена умерщвление ослика).

  • Тонкое исследование второстепенных вопросов. Под этой формулировкой я скрываю Триеровский подход к сексуальной тематике. В «Догвилле» одна из самых эротичных сцен в истории кино – Николь Кидман на фоне собранных яблок – сменяется сценой изнасилования. В «Мандерлее» сумасшедшей красоты фантазии Грейс о темнокожем Тимоти (проведенные через весь фильм от сцен самоудовлетворения до эстетски показанного секса) сменяются то известиями о смерти, то трагичными кровавыми разборками.

  • Юмор. Несмотря на драматичность событий на экране, многие эпизоды у Триера вызывают смех. То добрый, на грани шутки, то злой, на грани ироничной издевки. Это тонкое сочетание сцен вызывающих смех и сцен, на которых сложно сдержать слезы – безусловно доказывает мастерство Триера как режиссера.


  Кроме этого, хочется отметить живописный актерский состав «Мандерлея». Брюс Даллас Ховард справилась с ролью Грейс на отлично – точно сыграла наивную, неопытную дурочку, попадающую во все расставленные Триером капканы. Удивительно харизматичны и все жители Мандерлея. Бесподобен Джозеф Миделл, сыгравший себе-на-уме Марка – обаятельного чернокожего раба, дающего пространные и витиеватые ответы на все возможные вопросы, или Айзэк Де Банколе, сыгравший Тимоти,– тонкая многогранная роль двуличного Манси-Мунси. Безупречно переданы и характеры гангстеров-головорезов или карточного шулера Гектора (Желько Иванек).
 
  «Догвилль» поставил многим вопрос – сможет ли Триер снять что-то сильнее, получится ли у него перейти самолично поставленную высокую планку? После «Мандерлея» ответ для меня очевиден – Да. Ларс молодец и умница. Несмотря на обвинения в разрушении искусства кино или низкопробной антиамериканской пропаганде, для меня очевидно – Триер снимает настоящее кино и поднимает не сиюминутные «горячие» темы, а вечные, пусть и навеянные происходящим в мире. Да, поначалу его фильмы  шокируют и вызывают отстранение, но post factum понимаешь, что они интересны и многогранны.


  «Мандерлей» очень сложно выбросить из головы. Это глубокий и умный фильм, наводящий на долгие философские размышления. При этом смотреть «Мандерлей» – настоящее удовольствие, хотя, откровенно сказать, для весьма искушенного зрителя.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments