Глокая Куздра (belik) wrote in kinoclub,
Глокая Куздра
belik
kinoclub

"Troy" / "Троя"

Против "Трои" я была предубеждена изначально, особенно когда показали трейлер с ирландскими мясниками в роли греков, чумазым Ахиллесом-Питтом, сообщив, что это "величайшая легенда о любви". В общем, я была уверена, что увижу страшное, невообразимое американское дерьмо.

Я, слава богу, очень сильно ошиблась. "Троя" оказалась отличным художественным фильмом с очень четкой режиссерской точкой зрения, с хорошей актерской игрой. Это, как вы понимаете, не "Илиада". Это не документально-историческое кино. И даже не совсем - голливудское (ну, в том виде, к которому мы привыкли в последнее время). В "Трое" нет богов, нет предысторий, нет никакого сиропа и клюквы, отсечено все лишнее, что помешает нам понять главную режиссерскую мысль.

В "Трое" все подчинено идее глупости войны: никто из героев не хочет воевать, и в самом начале Гектор говорит Парису о том, что нет ничего прекрасного в войне и смерти, а Ахиллес скептически замечает, что было бы, если б цари сами сражались. Подчинено также слепой случайности в виде Париса и Елены, Патрокла вместо Ахиллеса и Париса, случайно попавшего величайшему воину в пятку. Подчинено идее жизни над смертью - и бессмертию как таковому. Все здесь борются за бессмертие: Агамемнон добивается его с помощью власти, Ахиллес - с помощью славы, Гектор видит бессмертие в сыне, а Одиссею удается и то, и другое, и третье. А история с Парисом и Еленой у Петерсона - лишь предлог для мировой революции. Поэтому Диана Крюгер вполне годится на эту роль: обычная красавица и только, блондинка в законе - весь сыр-бор и не из-за нее вовсе.

Конечно, придраться всегда есть к чему. Например, к китайцам в массовке. Или к ирландским-таки мордам основных героев. Или к курносому Ахиллесу. Или к тщедушному слюнтяю Парису, который, если верить историкам, был все-таки покрепче юноша - и духом, и телом. И к смерти Менелая с Агамемноном. И к окончанию десятилетней воны за месяц. Но по мне так это все вещи не принципиальные. Любой художник имеет право на художественную же трактовку событий - если ему, художнику, есть что сказать и он знает, как это сделать. Вон только что утром посмотрела наши мультики про Прометея и Персея - и, надо сказать, от первоисточника в них только имена. Петерсон, я считаю, совершил титанический труд: он внятно рассказал эпическую историю, убедительно при этом показав мифических героев вроде полубога Ахиллеса. Сцена схватки Ахиллеса и Гектора - это настоящий военный балет! Настолько продуманы и придуманы приемы каждого из них, характер и мотивы!

Бред Питт, несмотря на своей негреческий нос и офигительную задницу, берет не только внешним, но и хорошей игрой (хотя мне он все равно напоминал Тристана из "Легенды осени"). Ненавистный всем Орландо Блум убедителен в трактовке своей роли - действительно, этакий царевич-юнец, еще плохо понимающий, что за свои поступки нужно отвечать. Замечательный Гектор Эрик Бана. Шон Бин ака Одиссей, почему-то старательно не упоминаемый всеми критиками - хотя это один из лучших Одиссеев, ей-богу! И, конечно Питер О'Тул в роли Приама - реально выбил слезу из зала, когда просил у Ахиллеса труп своего сына!

Насчет дубляжа… не могу сказать, что он плохой или хороший, как тут уверяли некоторые - он какой-то удивительный. Почему шекспировский слог?! Если наши прокатчики хотели добавить литературщины, взяли бы гомеровский размер или же не парились бы вовсе! Зачем же Шекспир? При чем тут старик Вильям? Из-за этого у меня периодически путалось восприятие, я не знала, что смотрю и какое это время. И иногда так и тянуло воскликнуть: "Нет повести печальнее на свете..."

И, конечно, Петерсон задумал и начал снимать "Трою" задолго до войны в Ираке. Просто так совпало - как частенько бывает в истории…
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 47 comments