whoisyodiller (whoisyodiller) wrote in kinoclub,
whoisyodiller
whoisyodiller
kinoclub

немного про кино и музыку

По просьбе трудящихся...

Кстати, если уж и говорить об аллюзиях и прочих метафоричностях в кино, то вот пример.
Чёрно-белые фильмы Джармуша - Мертвец, Кофе и Сигареты и ... (прошу добавить свой вариант, потому что я больше ничего не видел, к сожалению) могут проиллюстрировать пример реализации рок-н-ролла в стилистике фильма.
"Мертвец". Блюзовое по ритму и более рок-н-ролльное в мелодической основе гитарное соло, длинною в целый фильм, плавное медитативное течение основной линии, перекатывающейся то ли в рондо, то ли в дурной бесконечности, характерные пропитые и не винные, прокуренные и справедливые чёрно-белые персонажы и сюжет, рассказывающий, что плохо может быть не только чёрному, но и белому, и красному человеку, - основательно к финалу складываются в катарсическую коду, в которой выкристаллизованны решённые проблемы и конец пути. Чёрно-белые персонажы - потому что в рок-музыке нет полутонов - тебе либо почти попсово, слюняво софт-роково хорошо, либо плохо всеми оттенками чёрного отчаянно мрачного и в каждом аккорде минорного настроения чувствуется тонкость вечно раненной и наивной души под щетинистой и похмельной маской музыканта. Музыкант - это не призвание, это манера чувствования жизни, это образ жизни. Пожалуй, он также мифологичен, как и герои музыки, но нашей душе плевать. Мы же не думаем о том, что сигаретный дым выжигает внутренний эпителий - для нас сигаретный дым - это коммуникация, сигнал, как гитарный футляр за жилистым плечом и перманентный, сочащийся изо всех пор перегар персонажного образа.
В "Кофе и Сигаретах" в силу множества эпизодов, связанных одной темой, и отсутствием общего сюжета рок-н-ролл поначалу выявляется лишь в музыкальном сопровождении, но что это сопровождение сопровождает! Мутноватая чёрно-белая плёнка - как грязный звук потёртого Стратокастера. Актёры - всего лишь актёры и певцы, которые на неподвижной сцене разыгрывают музыкальную партию в шахматы по своим правилам. Три главных аккорда рок-н-ролльной песни - это вечное рондо разговорных тем, эхом возвращающихся невовремя и не к тем. Мелодия и настроение - это сюжеты сюжетов, это слова, повисшие над столом, и это стол, и люди за ним, и место, и время, и то, что в это время происходит, и то, что могло бы произойти... Мелодия в сюжете. Гениальный физик Тесла и представить себе не мог, что камера и прожектор умеют задавать тональность песни, а сама песня может рождаться в резонансе голосов, глаз, поз и движений, мыслей и значений вязко ползущих по тонкому целлулоиду слов. "Кофе и Сигареты" - это рок-опера, слабанная в гараже, но такая близкая, такая дорогая каждому музыканту, такая филигранно тонкая в выражении чувств всех участников, что её флюиды растекаются по округе и делают заскорузлые души пригорожан чуть более чуткими, хотя бы на песню, такую, что способна выжать скупую мужскую слезу из самого последнего циника и палача-мордоворота.
Думаете, зря у Джармуша экраном властвуют Джонни Депп, the White Stripes, Игги Поп, Том Уэтс, Билли Боб Торнтон и прочие? Они не просто "спешиал гест стар", они здесь не просто по прихоти фриковатого рокера-режиссёра, они играют нам концерт. Они вылетают на свет прожекторов, рвут на себе рубаху, разрывают грудную клетку, смакуют свои мысли и ищут свою душу, чтобы утолить её острую жажду недостижимого. Концерт может быть подготовленным спектаклем с бутафорскими гитарами, которые разбивают об усилители, но эмоции, накал и страсть, движущие музыкантом, здесь настоящие. Они синхронизированны с партнёрами и с залом, они рождаются и живут сладким и надрывным кайфом нематериального наркотика, имя которому Чувство. Чувство обострено и оголёнными нервами вплетено в неповоротливую шерстяную дорожку длинного метра.
Ещё одну чашку кофе, пока не ушёл.
Я пристрелю тебя, если будешь мешать.
Я страдаю, потому что я одинок, но я могу выкурить с тобой сигарету.
Зачем ты живёшь, если ты не чувствуешь себя живым.
Что делает тебя живым?
За что бы ты умер?
Что даёт тебе веру в себя, чтобы разувериться в остальном?
Должен ли ты верить вообще?
Что делает тебя сильнее?
Герой?
Пожалуй, ещё одну чашку, и ухожу.

ОБразы музыки и Солярис
Гиллиам раз, два.

x-posted
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments