Максим Александров (ma79) wrote in kinoclub,
Максим Александров
ma79
kinoclub

Categories:
  • Music:

Красная пустыня (Deserto Rosso), 1964

Реж. М. Антониони, в гл. ролях: Моника Витти, Ричард Харрис, Карло Чионетти

Микеланджело Антониони относится к числу тех великих зубров от кинематографа, что пришли на смену легендарным режиссерам-мастодонтам седого прошлого (типа Сесила де Милля, :) скажем, или Говарда Хоукса), найдя новый киноязык, новые темы для сюжетов и практически создав для себя новую киноаудиторию - радикально настроенных студентов и продвинутую интеллегенцию, даром что в 60-е таковых было в избытке. Впрочем, насчет "новых тем для сюжетов" я поторопился - как раз Антониони выделяется среди своих соратников умением творить шедевры на базе ОТСУТСТВИЯ сюжета.

Жена итальянского промышленника (Моника Витти) едва не попала в серьезную аварию (по крайней мере - не настолько серьезную: http://www.sota.perm.ru/forum/index.php?showtopic=1964&hl ), и с тех пор в ней что-то неуловимо изменилось. По ночам она просыпается, проверяет, спит ли сын и бродит по дому с потерянным выражением лица. Днями - ходит фокруг фабрики и смотрит на бастующих рабочих и огромные, мерно работающие механизмы. К ее мужу приезжает старый приятель (Ричард Харрис, он же Альбус Дамблдор) нанимать рабочих в Патагонию. Он - солидный блондин с мужественным профилем Короля Артура, она - рыжая бестия в зеленом пальто, почти повзрослевшая Бриджит Бардо. Они обречены на роман. Но романа не случится...
Сразу могу сказать - на таких фильмах, как этот, изучать режиссуру не только можно, но и нужно. Два часа - как академическая пара по построению кадра: маленькие люди ходят из одного угла кадра в другой на фоне огромных элеваторов, паровых труб и вовсе загадочного предназначения механизмов. Каждая мизансцена - как этюд из учебника прикладной психологии. Старый итальянский город подходит под определение "каменные джунгли" куда лучше любого Детройта. На сером фоне иногда появляются удивительно четко акцентированные цвета (зеленое пальто Джулии, красные стены комнаты для релаксации) - и лишь в финале экран вдруг становится по-настоящему полноцветным - иллюстрируя сказку, рассказанную героиней сыну. Сказку, в которой тоже ничего не происходит - но в которой нет того страха и чувства потерянности, что пронизывает весь остальной фильм. В общем, всяким нынешним отличникам киноинститутов, вроде Звягинцева или Озона, надо смотреть и учиться, как Великие насыщают каждый кадр смыслами и подтекстами.
Но вот насколько фильм понравится обычному современному зрителю, не профессиональному придумщику/разгадчику киношарад? Осмелюсь все-таки предположить, что и им этот фильм, по крайней мере, не будет безынтересен, хотя для первого знакомства с творчеством Антониони я по-прежнему рекомендовал бы легендарный "BLowUp"("Фотоувеличение") - там тоже полно недоведенных до стадии развития сюжетных полуходов, там тоже проделана огромная работа оператором и самим режиссером, но смотрится он все же на порядок легче и веселее. И все же - и "Красная пустыня" весьма актуальна и для нынешнего поколения. Потому что в первую очередь - это драма о невыносимой невозможности жить в мире, в котором нет стабильности, но и нет событий, о утраченном времени и возможностях и о том, что в современном (как Антониони, так и нам) мире люди становятся все менее заметными на фоне созданных ими машин - и сами понемного становятся машинами, которые, подобно роботы сына Джулии, движутся по одной раз и навсегда определенной колее, без возможности свернуть.
В заключение - категорически благодарю lie_g за то, что она сводила меня в Музей Кино на этот фильм, и выражаю уверенность, что в ближайшее время поселюсь в этом потрясающем четырехзальном мультиплексе, специализирующемся на киноклассике, прочно и надолго.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments