Таня (berlinka) wrote in kinoclub,
Таня
berlinka
kinoclub

Michael Haneke, "Caché"

Фильм интригующий и разочаровывающий, притягательный и отталкивающий одновременно и этим похож на предыдущий фильм Ханеке - "Пианистка". Качество актерской игры гарантировано именами Даниэль Отей и Жюльет Бинош. Оба - предсказуемо хороши.

Обычный дом, обычная семья - муж, жена, ребенок. Рутинные отношения - немножко взаимного раздражения, немножко взаимного недоверия, некоторое физическое отчуждение. В остальном же все в полном порядке: престижная профессия, изысканный круг друзей, дом полная чаша. Все, как у людей.

Привычный ход событий нарушается подметными видеокассетами - многочасовые видеозаписи дома героя и страшноватые детские рисунки человечка с перерезанным горлом. Предсказуемая реакция - испуг, суета, страх за сына. Потом рытье в собственном прошлом, предположения, улики, доказательства. Самообвинения и самооправдания. Вранье жене. Почему врет, едва ли знает сам. А атмосфера вокруг героя между тем сгущается, проливается реальная, не нарисованная кровь.

В фильме с самого начала присутствует режиссерская провокация, которая задает определенный нервный ритм восприятия. Начальные титры наложены на статичную картинку - тихая улица, ворота, дом, почти никакого шевеления, почти нет звуков. Вроде бы нормальное созерцание, хотя и затянутое. И вдруг кто-то включает ускоренную перемотку. Это супруги смотрят подброшенную им кассету. Прием повторяется по ходу фильма несколько раз, так что в итоге подвергаешь сомнению каждую новую сцену - мои это глаза или глаза шантажиста?

"Обрыв ленты" происходит неожиданно. Кто шантажировал героя, для чего, виноват ли он, прав ли в своих подозрениях - думайте сами, решайте сами. С одной стороны, нельзя же всерьез думать, что взрослый мужчина должен расплачиваться за поступок, пусть гадкий, но совершённый в шестилетнем возрасте! А с другой стороны - как посмотреть. Он в сущности ничем и не расплачивается, но ему дается шанс вспомнить и раскаяться. А уж раскаялся он или нет - вопрос другой, и кстати, тоже без ответа. Еще вопрос: как человек поступает, видя последствия своего неблаговидного поступка - активно или реактивно, исправляет несправедливость или отмазывается? Морализаторство? Да, отчасти. И не без садизма, как и в "Пианистке".

Вот такой интерактив. В недорассказанную историю каждый волен поместить свои ассоциации и догадки. Кино, чтобы подумать. Хорошее кино.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment