Девушка Бонда (manul) wrote in kinoclub,
Девушка Бонда
manul
kinoclub

Categories:

Микеланджело Антониони. "Затмение" ("L'eclisse"), 1962 г.

Вчера я пересмотрела этот фильм в Музее кино и решила написать рецензию. Он снят одним из моих любимых режиссеров, и Моника Витти мне тоже очень нравится, как и фильм в целом.

Главная тема фильма - одиночество и отчужденность от всего мира, в которые попадает главная героиня Моники Витти. Смысл названия в том, что у нее в голове на все время действия наступает «затмение»: она не знает, что делать, кого любить, возможна ли сама любовь, и как найти нужные ей чувства и гармонию. В большинстве случаев она молчит, а если говорит, то чаще всего фразу «не знаю». Но одна ли она такая? об этом – чуть позже.

Время порой как будто останавливается. Камера оператора медленно скользит по предметам, которые рассматривает Виттория. А она, кажется, только и делает, что смотрит на все вокруг себя, то ли поражаясь окружающей суете, то ли пытаясь найти нечто ускользающее от взора. В атмосфере чувствуется напряженность, замещающая отсутствие времени и действия.

Медлительности большинства сцен в домах и на улице противопоставлены движение и суета на бирже, где «каждая минута стоит миллионов» (неточная цитата). Вот где кипит настоящая, динамичная жизнь. Но действительно ли настоящая? Не иллюзорны ли денежные сделки на бумаге, цифры, меняющиеся каждые несколько секунд, выигрыш, через час оборачивающийся крахом? «Куда деваются деньги, которые теряют люди?» - задается вопросом Виттория. И Пьеро - успешный финансовый делец, вечно куда-то спешащий, - не знает точного ответа. Возможно, что все эти люди, одержимые получением денег «ниоткуда» и потерей и «в никуда» - тоже не чувствуют вкуса настоящей жизни, хотя и не осознают этого. Мир постигло некое всеобщее затмение?

Ощущение наполненности жизни – это, несомненно, счастье. И оно было у главной героини: она вспоминает об этом во время сцены выяснения отношений с бывшим женихом, Риккардо. «Когда мне было двадцать, я была счастлива». Мы можем продолжить: и она знала, что такое настоящая любовь. Но сейчас она не знает этого, как не знает и всего остального; знание о многих вещах ушло, как уходит почва из-под ног. Героиня балансирует на гранях разных чувств, но не в состоянии понять, что с ней происходит и в какую сторону нужно склониться, чтобы выйти из состояния неопределенности. Во время одного из диалогов с Пьеро она говорит, что хотела бы не любить его или любить сильнее. Снова полумера, ощущение расплывчатости и неясности, которое ее преследует. В другом эпизоде Виттория касается темы знания и задается вопросом, действительно ли важно знать друг друга, чтобы любить. И приходит к отрицательному ответу. Вероятно, она пытается оправдать свое состояние, наделить его чертами обычной реальности, где возможна любовь. Но любви нет, и с этим связано непоследовательное поведение героини в отношении Пьеро.

Пытаясь ухаживать за Витторией, Пьеро постепенно начинает принимать ее «правила игры» (или способ мировосприятия): вначале на ее вопрос, почему он не может ни минуты посидеть на месте, он раздраженно отвечает вопросом, зачем ему останавливаться (Я не помню точной цитаты, но смысл таков). Затем он составляет ей компанию в медитативных прогулках. Ближе к концу фильма, в эпизоде, когда она уходит из его офиса после свидания, он в течение нескольких минут прислушивается к тишине и находится в состоянии погруженности в себя, лишь потом постепенно начинает класть снятые трубки на телефоны, напоминающие своими звонками о суете мира деловых бумаг и людей.

Но счастливый брак не заключается, и героиня остается непонятой окружающими. Точнее будет сказать, что она сама не понимает пространство вокруг себя, и отсюда все ее беды и сюжет фильма. Мотив темноты, то и дело всплывающий на протяжении всего действия, акцентируется в последних кадрах, и фильм заканчивается на сцене зажигания фонарей. Тему незнания и жизни «на ощупь» можно сравнить с погружением в полумрак, Виттория ждет света - окончания затмения. Затмение имеет начало и конец, и оно, безусловно, заканчивается, но уже за кадром. Остается вспомнить, что в следующей части тетралогии – фильме «Красная пустыня» - героиня Моники Витти теряет рассудок.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 33 comments