kee_ta (kee_ta) wrote in kinoclub,
kee_ta
kee_ta
kinoclub

Categories:

"Дура"




Не такая.

В каком-то месте рецензии всё равно придётся хвалить режиссёра Коростышевского, так почему же это не сделать в самом начале? Сначала погладим по голове, потом усадим на колени и начнём, не собираясь обижать, указывать на недочёты.

Что ни говори, а Коростышевский молодец! В том плане, что не каждый режиссёр, а тем более начинающий, отважится снять картину жанра совершенно забытой бытовой зарисовки так, что старшее поколение начнёт искать и сравнивать с лучшими образцами, а младшее вовсе решит - революция.

Нет, некогда выпускник Щукинского театрального училища не вываливает на зрителя что-то координально новое. Не требует от актёров максимальной достоверности. Не пытается построить кадр, переплюнув модных операторов. Он грамотно распоряжается тем, что уже был сказано до него, умело составляя коллажи из музыки, картинки, сценарных черновиков, как это делает главная героиня фильма с обыкновенными вырезками из газет или архивными фотографиями. Поставить в вину режиссёру с первых минут можно лишь оголтелый натурализм.

Даже, если начать с самого простого - названия - уже стоит быть начеку. "Дура" звучит резко, грубо и, как-то, по-настоящему. Натурально так звучит. Дальше, ещё интереснее. Странно поданный тэглайн "Дура идёт в кино" настраивает на комедию. А в свете успеха в определённых кругах графоманского изыска госпожи Робски или разбитой фарфоровой балерины госпожи Собчак - так ещё и на отвратительную молодёжную. Отвратительную потому, что тинейджерских фильмов в России ещё никто делать не умеет. Над родным смеяться не научились, а инородное высмеяно давным-давно.

Однако, за столь неформальной обложкой скрывается самая настоящая трагедия и теперь уже вышеупомянутый натурализм выплёскивается через край. Право же, не много найдётся фильмов, где инвалиды разума представлены не детьми или выжившими из ума стариками, а взрослыми людьми. Да ещё и несколько "за"! За - это "за тридцать" или же просто - "за гранью". Смотреть на Оксану Коростышевскую, умственно отсталую героиню (читай: ту самую дуру) с глубокими морщинами и кругами под глазами, да ещё и с постоянно спущенными колготками на ногах противно. Не неприятно, а противно. Ибо сострадания не испытываешь, так как пациентка не сумасшедшая, не полоумная, не взрослый ребёнок, а именно дура. Что поделать, ведь именно так подаёт свой образ Коростышевская. Хотя, конечно, если в этом задумка режиссёра - обозлиться на последнего стоит больше, чем на актрису, чтоб не жонглировал жанрами, пока не научился хорошо работать хотя бы в одном. Сама "дура", правда, старается и не без успеха, но вот убедить зрителя в своей болезни у неё не получатся, а ведь надо! Мы тут про натурализм и грубость начали? Так вот, грубо: кривляние - это тоже лицедейство, но несколько другое. Хотя, если быть ещё более откровенным, простить можно всё, но не отсутствие "нерва" в такой тонкой теме. А его, как раз, и нет. Так, нервотрёпка.

Но ведь не слишком убедительная игра главной героини - далеко не повод охаивать, по чём зря, всю картину в целом! "Верю! - не верю!" или "тянет! - не тянет!" - каждый волен самостоятельно определять шкалу актёрского мастерства для конкретного артиста. Тем более, что последний раз столь сильные эмоции от фильма на "схожую тему" автор этих строк испытывал почти восемь лет назад, когда Валерий Тодоровский выпустил свою "Страну глухих". А ведь и та картина, в условиях отсутствия аналогов в только зарождающемся российском кинопрокате, хоть и собрала обильный гербарий всевозможных наград, была не без греха, как в художественном, так и в техническом плане. А теперь - классика!

Так что самое время вывернуть из переулка Негатива на Позитив-штрассе и начать любоваться удачными находками вперемешку с ненапрягающими заимствованиями. Подмечая по ходу фильма, что представленный материал достаточно целен, на куски не раскалывается, торчащими нитками не грешит.

Кому же стоит сказать отдельное спасибо за столь впечатляющее воплощение на экране задуманного на бумаге? Нужно запомнить всего три фамилии: Соловьёва, Шустицкий, Волков. Оператор и композиторы. Мария Соловьёва в идеале понимает, как построить кадр: где применить статику, а где и пробежаться за героями с объективом на плече. Благодаря ей, сцены в кафе, с "оставленной" на улице камерой или в осеннем парке, со всей его промозглой природой, лёгким морозцем и паром изо рта смотрятся не просто глазами стороннего наблюдателя, а уже непосредственного участника событий. И опять же - натурально всё настолько, что смущаешься. Подглядывать не хорошо: третий - лишний.

Тандем композиторов Сергея Шустицкого и Ивана Волкова выдаёт такой мощный саундтрек, что приходится задумываться о несокрушимости позиций инструментального сопровождения "Турецкого гамбита", славные марши которого не знают конкурентов как среди иностранных, так и среди отечественных o.s.t-ов вот уже почти полгода. Буйные ярмарочные скрипки чередуются с пронзительно тоскливыми клавишами, выражающими отчаяние целого мира, а контрабас в моменты обострения болезни отдаётся в голове пускай одним, но самым мощным зарядом водородной бомбы. И эта бомба может свести с ума вполне здорового человека. Прекраснейший и беспощадный саунд преследования в "Людоеде" Антонии Бёрд помните? Так вот, "тема головной боли" в "Дуре" опережает музыку опуса про эстетов-людоедов корпуса на два, как минимум. А это, знаете ли, очень многого стоит!

Что же касается самой истории, смешной и грустной, то в ней нашлось место и неудачливому писателю Саше Мушкину - согласитесь довольно дерзкое сравнение с Великим-Русским-Поэтом. Главному режиссёру театра Баширцеву - внешне и внутренне напоминающего всех разом основных мужских персонажей "Бесприданницы" Островского. Сестре главной героини - той, что запросто могла бы полететь, как птица, "но отчего-то не летающей".

И если уж Коростышевский с малоизвестными актёрами и командой так явно напрашивается на сравнения с бессмертной классикой, почему же и его творению, полному трагизма, по прошествии энного количества времени не стать этой самой классикой? Задатки на лицо! Удалось. Жизненно так. Натурально.

Александр Синькевич.

4.08.2005
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments