Бр (ex_knapsky_) wrote in kinoclub,
Бр
ex_knapsky_
kinoclub

Category:

Рецензия на They Live/Они Живут (1988)

Нада - простой рабочий из Детройта, которого экономический кризис на производстве заставил отправиться искать счастья в Лос-Анджелес. Прибыв в город, Нада обнаруживает, что в Городе Ангелов не всё так просто, как кажется. Многие стены украшают надписи демократического толка [ОНИ ЖИВУТ, МЫ СПИМ!], а телепрограммы местной телестудии то и дело прерываются различными посланиями от таинственных повстанцев [ОНИ ВОКРУГ НАС, ПРОСНИТЕСЬ!]. В конце концов, в руки Нады попадают солнцезащитные очки, надев которые можно узреть мир в чёрно-белом цвете, ясно показывающим, что большинство жителей на самом деле совсем не люди [ПОДЧИНЯЙТЕСЬ!], а обтянутые мышцами скелеты, то есть пришельцы, которые заняли высокое положение в обществе [ПОКУПАЙТЕ!]. Повсюду расписаны призывы, которые заставляют людей впадать в массовый гипноз, и пытаются изжить нас с нашей же планеты [СПИТЕ!]. Вскоре выясняется, что нелегально действует повстанческая организация, лучшие умы которой и сотворили эти очки [НИКАКИХ НЕЗАВИСИМЫХ МЫСЛЕЙ]. Теперь перед простым рабочим из Детройта стоит достаточно сложный выбор: остаться «тварью дрожащей» или дать отпор поганым пришельцам? Товарищ Нада и его боевые товарищи, не задумываясь, выбирают второй вариант развития событий.
***

По-настоящему культовый фильм признанного мастера жанра Джона Карпентера, в своё время наделавший немало шума. Сам Карпентер признаётся, что снял фильм под впечатление экономической политики Рональда Рейгана, которая серьёзно повлияла на стабильность экономического состояния среднего класса. Также фильм основывается на рассказе Рэя Нельсона «В 8 Часов Утра», герой которого после действия гипноза стал видеть истинную сущность многих людей, и тоже решивший оказать сопротивление оккупантам.

На роль Нады (nada – по-испански «ничто») режиссёр пригласил известного на всю Америку рэстлера Родди Пайпера, который на тот момент только начал пробовать себя в кинематографе, и борцовская карьера которого начала потихоньку подходить к концу. На роль Фрэнка, друга Нады, Карпентер отобрал Кита Дэйвида, который в значительной мере впечатлил режиссёра ещё шестью годами ранее на съёмках фильма «Нечто».

Сценарий Джон Карпентер написал сам, но вынес на суд широкой аудитории под псевдонимом Фрэнк Армитаджа. По сравнению с рассказом Нельсона Карпентер в значительной мере углубил проблему манипуляции сознанием. В его фильме всё подаётся с гораздо большим размахом, даже учитывая относительную малобюджетность картины – 4 миллиона долларов. Но эта небольшая, по голливудским меркам, цифра обуславливается тем, что в отличии от тех моментов, когда в распоряжении Карпентера, в графе о бюджете, были астрономические по тем временам суммы («Человек Со Звезды», «Большой Переполох В Маленьком Китае»), режиссёр получил более обширную творческую свободу. Этим объясняется несколько агрессивный настрой картины. Тем не менее, фильм не провалился, а даже принёс очень неплохую кассу в 13 миллионов. Кстати, фильм снимала компания Alive, а издателем стала, как ни странно, сама Universal Pictures. Видать голливудским воротилам понравилась идея, предложенная Карпентером (не забывая при этом об успехе предыдущего фильма «мастера ужаса» «Князь Тьмы», который тоже прокатывала Universal).

Теперь о минусах. Карпентер явно рассчитывал поставить этакую социальную сатиру, и первое время фильма это у него неплохо получилось. Но далее всё скатывается к традиционной для этого режиссёра тематике боевика. Причём боевика далеко не самого оригинального. Но несмотря на заезженность «экшн» в фильме поставлен весьма неплохо, учитывая что Карпентер мастер в такого рода делах. Во-вторых: раздражает монтаж. Все эти скачки от цветному к чёрно-белому цвету порядком утомляют к концу картины, хотя ничего не поделаешь. Такова авторская задумка.

Кстати, одним из главных плюсов я считаю сцену драки между Надой и Фрэнком. Эта сцена считается одной из самых длинных и жестоких сцен драк, которые когда-либо были сняты. Отдаём должное – драка впечатляет.

Несмотря на небольшие огрехи, фильм является по-настоящему культовым. Недавно по МТВ даже был показан клип (музыканта не помню) в котором пародируется «They Live». Только вместо пришельцев герой видит полуобнажённых (!!!) девушек. А в одной из серий Саус Парка, знаменитая сцена драки реконструирована с поразительной точностью. Кто знает, может лет через 10 нас ожидает очередной римэйк? Всякое может быть ;)))

Оценки:
Актёрская игра 6/10
Сценарий 7/10
Зрелищность 7/10
Режиссура 8/10
Оригинальность 10/10 ;)))

Общая 8
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments