Алексей Сашин (lechat) wrote in kinoclub,
Алексей Сашин
lechat
kinoclub

«Коллекционер»

«Коллекционер» Ю. Грымова.

Этот фильм – упаковка, фантик, под которым пустота. Потому что за велеречивыми диалогами нет настоящей драмы.
Что есть? Есть три друга после автомобильной аварии подобранные странным существом мужского пола – коллекционером, живущем в огромном замке, и собирающим все, о чем только можно помыслить. Часы, животные, платки, фаллоимитаторы, птицы - масса одушевленных и неодушевленных предметов – составные его собрания. Если режиссер хотел добиться ощущения хаоса – ему это великолепно удалось. Можно было бы на этом остановиться, но – нет. Нужно создать вид, что все эти красоты выставлены не просто так. Что смысл где-то есть, но глубоко запрятан.
Для лепки смысла используются многочисленные диалоги, написанные так, что их можно совершенно спокойно перекладывать из уст одного героя в уста другого, будучи уверенным, что хуже не станет. Больше остальных поговорить любит Коллекционер. Чувствующий себя посреди этого музейного бедлама красноперым карасем в родной Клязьме, Коллекционер сильнее всего напоминает шизофреника-резонера. Он способен говорить на любую тему, и весь фильм читает троим приятелям многословные лекции обо всем, что взбредет ему в лысеющую голову, о любом предмете, оказавшемся на дороге, о любом неловко сказанном слове. Весь этот поток – больного сознания, что обесценивает каждый звук им издаваемый.
Неряшливость, многословность, случайность всего происходящего не ошеломляет, как замысливал режиссер, но удручает. За каждым словом - пустота.
Но что-то не дает назвать этот фильм полной неудачей. Что именно? Мне кажется, это последний кадр, в котором выясняется, что коллекция, в которую попали незадачливые друзья не что иное, как некий предбанник, в котором оказываются попавшие в кому люди, а сумасшедший Коллекционер решает куда отправлять очутившегося в его власти – в ад, в рай, или назад, на землю. Именно благодаря последнему эпизоду, действительно внятному, умно поставленному в финал, и создается ощущение . «Ах, вон оно что-о-о…» – и, в общем-то, не складывающаяся в единое целое картина на секунду обретает смысл, но вот уже по экрану ползут финальные титры и зрители благодарны режиссеру, что он не взялся снимать картину на три часа.
Драматургия, которой нет – других слов у меня не находится. Наверчено много. Даже слишком много. Но все поверх, все снаружи, все мимо, яблочко осталось не пораженным.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments