Щас рванет! (zu_yazan) wrote in kinoclub,
Щас рванет!
zu_yazan
kinoclub

Голем (1920)

Голем(1920, реж.Карл Боес и Пауль Вегенер).
Конспективно.
Фильм рекламировался как шедевр немецкого экспрессионизма. С первыми двумя словами я согласен, с третьим нет. Сравнивая с "Кабинетом доктора Калигари", я не вижу характерной экспрессии окружающего пространства, признаков безумия или, мягче, инаковости действующих лиц. Хотя, казалось бы, Голем самый что ни на есть гость из другого мира. Но его инаковость не человеческая, а роботизированная, более близкая к пониманию современного человека, чем жителя послевоенной Германии. И подстать Голему средневековое еврейское гетто окруженное высокими десятиметровыми стенами, неприступными для обычного человека. Несколько мизансцен с королевским посланником Флорианом специально подчеркивают эту диспропорцию.
Голем в исполнении Вегенера лишен не только малейших эмоций, но даже способности говорить. Все что он может это смотреть прямо перед собой и кивать головой, давая понять магу-еврею Леву, что все понимает. Лев, создавший Голема из глины, чтобы спасти евреев от страшного пророчества, увиденного среди звезд, не знает чем занять сверхчеловека. И посылает его то по воду к колодцу, то в магазин за покупками. Глиняный гость ходит по гетто, впитывая в себя мир живых одними глазами. Предсказанию суждено сбыться довольно странным образом: на королевском приеме Лев, предупредив, что нельзя смеяться, продемонстрировал монарху и придворным картины-видения могучих старцев прошлого. Но знать любит развлекаться и старцы были осмеяны. Наказание последовало немедленно - дворцовые своды начали опускаться, намереваясь раздавить нечестивцев, и только несокрушимая мощь Голема, спасла короля и приближенных. За это он даровал евреям право остаться в своем гетто. Этот момент стал переломным для глиняного монстра, он понял, что силен настолько, что может не подчиняться. Круша все вокруг, Голем не испытывает жажды разрушения, он просто ищет путь к свободе, прокладывая его себе самым коротким способом. Буквально вытолкнув огромную дверь в стене гетто, он сам выходит в мир. И останавливается в растерянности - свобода вот она, но что делать дальше? Завоевание свободы, кажется, принесло в его душу(!) успокоение и Голем подхватывает на руки маленькую девочку, игравшую на лужайке перед гетто. Девочка, чувствуя нутром, как каждый ребенок, плохого или хорошего взрослого, спокойно сидит на руках и с любопытством разглядывает его странный вид.
И тут происходит вообще гениальная вещь!!! Девочка просто из любопытства трогает на груди Голема звезду, ключ к жизни глиняного сверхчеловека. Он, что удивительно, спокойно позволяет ей это - раньше, поняв про звезду все, он не давал ее трогать ни Леву ни его помощнику. И девочка эта, малышка пяти лет, вытаскивает звезду! Голем падает замертво. Занавес.

P.S. хочу отметить, что современные типажи киногероев-спасителей человечества, наделенные большой нерассуждающей силой, типа Шварца, прямо восходят к Голему Пауля Вегенера.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments