Продавец шпилек (pintrader) wrote in kinoclub,
Продавец шпилек
pintrader
kinoclub

"Война миров". Реж. Стивен Спилберг


"Война миров" – это фильм-апокалипсис. Восстали из земли гигантские треногие монстры и высосали из человека кровь за грехи его. Однако сам фильм сделан по канонам триллера. Зритель вовлекается в кровавое действо и ждет переломного момента, когда же, наконец, по законам жанра главный герой, а вслед за ним все прогрессивное человечество начнут побеждать врага. Однако, этого не происходит, а происходит тотальная бойня. Страхи нагнетаются все сильнее, становится все более и более жутко. Наращивается жестокость и безысходность на экране. Фильм уже подходит к концу, а переломного момента все нет. В результате, я видел, как люди не выдерживали напряжения и уходили из зала. Люди оказались заложниками системы стереотипов: ожидали одно, а получили другое – более жестокое и безысходное, чем хотелось бы. С этим, скорее всего, и связан шквал критики, обрушившейся на этот фильм. И лишь за пять минут до конца фильма, эпидемия, вызванная земным вирусом, уничтожает всех марсиан, успевших, впрочем, к этому моменту уничтожить миллиард земных жителей. То есть, весь фильм Спилберг красочно и с наслаждением макает человечество лицом в собственное бессилие: паника, отсутствие слаженности действий, беспомощность военных, враг, который на порядок превосходит человека. Такое впечатление, что Спилбергу давно уже тесно в рамках жанра и его неуемная энергия рвется наружу.

В "Списке Шиндлера" режиссер сделал попытку вырваться за рамки индустрии развлечений, но фильм не получился. Я не имею в виду социально-политическую его функцию, а лишь художественную. В этом плане "Список Шиндлера" – фильм весьма посредственный – заурядная голливудская драма. И Спилберг, как всякий умный, аналитически мыслящий художник это понимает. После чего, была попытка вырваться за барьеры с фильмом "Искусственный интеллект" по сценарию любимого им Стенли Кубрика. Тут Спилберг уже продемонстрировал куда более зрелое художественное мышление. Он понял, что тягаться с мэтрами на поле авторского кино или драмы занятие бесполезное, и попытался снять философское размышление в рамках фантастики. Жанра, после "Одиссеи 2000" того же Кубрика и "Соляриса" Андрея Тарковского, достаточно приспособленного для подобных экспериментов. Тем не менее, при всех положительных моментах "Искусственный интеллект" не удался – на том уровне, на котором находятся упомянутые мной фильмы его великих предшественников.

В "Войне миров" Спилберг меняет стратегию. Он, виртуозный, всеми признанный мастер фантастического триллера, мастерски меняет один жанр на другой, намеренно вводя зрителя в заблуждение. Эффект превосходит все ожидания. Зритель не понимает, что страшно не из-за того, что море крови, а из-за того, что приученный к шаблонам он ждет, наконец, развязки, а развязки не происходит – ужасы продолжают наращиваться до самого конца. На экране фильм-катастрофа, которую зритель воспринимает, как фантастический триллер, но ему на самом деле показывают полумистические ужасы. Когда показывают хоррор-фильм, зритель к этому внутренне готов, он запасся лекарством против страха. Здесь же зритель не ожидает ужасов – он ожидает фантастический триллер, поэтому он лишен иммунитета и ему сложнее справится с нахлынувшими на него ужасами. Потому-то многие и не могут простить Спилбергу этот обман. Поэтому и обрушился на фильм град отрицательных отзывов от оскорбленных в лучших чувствах рецензентов. Однако, с художественной точки зрения, такой эксперимент заслуживает уважения. Возможно, в следующих фильмах, если Спилберг не свернет с этого пути, мы сможем увидеть виртуозные жанровые гибриды.

Интересна политическая подоплека фильма. В фильме играет известный американский правозащитник, актер Тим Роббинс, играет он человека, который истово призывает к борьбе с марсианами, что в ситуации тотального их превосходства -- очевидная бессмыслица. Сам он, впрочем, не знает с чего свою борьбу начать – мечется то с ружьем, то с топором по подвалу, путаясь в собственных соплях и страхах. В конце концов, главный герой в исполнении Тома Круза его убивает. Ситуация морально щекотливая. «Правозащитник» Роббинс спас Круза с дочкой, укрыв в подвале собственного дома. Однако, в определенный момент, Роббинс становится опасен, так как в очередном припадке истерического героизма может их выдать. Он вынуждает «нормального» Тома Круза его убить.

Недавно, после российской премьеры фильма, правозащитница Валерия Новодворская, написала рецензию, в которой пишет о том, что фильм – предупреждение Спилберга российским демократам, что марсианские машины, восставшие из-под земли – это на самом деле кровавая гидра КГБ, которая восстала, казалось бы, из небытия и теперь пьет кровь из России. Продолжая строить резонерские теории в духе Новодворской, мне кажется, что выбор Тома Роббинса на эту роль тоже не случаен. Автор "Списка Шиндлера" показывает в этом фильме Холокост, который инопланетяне устраивают человечеству, и отводит бунтарю-диссиденту незавидную роль – он беспомощен, он только мешает и, в конце концов, его убивает главный положительный герой. Удивительно, кстати, что герой Тома Роббинса не встает грудью на защиту марсиан, ведь, наверняка, не все они плохие, наверняка и среди них есть существа с ущемленными правами, наверняка их тоже надо кому-то защитить. Валерия Ильинична, в этой ситуации, вполне могла бы выступить в их защиту, как выступала она когда-то в защиту генерала Дудаева... И как подсказывает опыт именно на защиту марсиан встают многочисленные критики этого фильма. Но, об этом позже.

Все же сравнение фильма с ситуацией в России у Валерии Ильиничны выглядит, мягко говоря, неубедительно. Дело в том, что по фильму, оживлению закопанных в землю гигантских марсианских треног предшествовали невероятные по силе грозы с молниями, бьющими в место, где эти самые треноги были закопаны миллион лет назад. Эти молнии инициировали машины, а так же какой-то, одним марсианам ведомой, телепортацией переправляли в них тела инопланетных агрессоров. Так вот, в начале фильма в новостях объявили, что первая такая гроза зафиксирована на территории Украины. Если продолжить неформально мыслящую Новодворскую, то скорее украинским оранжистам есть чему поучиться у Спилберга. А кровавые марсианские палачи -- это или российская угроза молодой украинской демократии, или американская -- кому как нравится.

Кстати, у всех кто критикует этот фильм за ляпы и несостыковки, допущенные режиссером, основной упрек Спилбергу вызывает тривиальный финал – инопланетяне погибли от вируса, несмотря на то, что готовились к вторжению миллион лет, и вот тебе на – банально не запаслись вакциной. Однако, никому из критикующих Спилберга и в голову не приходит критиковать марсиан. Почему-то человеку Спилбергу ошибок не прощают, а то, что инопланетный разум способен ошибаться, даже в голову не приходит. По логике таких вот доморощенных нацистов, марсиане -- высшая каста, белая кость, голубая кровь, ницшеанские суперлюди. Ведут себя эти критики по сценарию гипотетической правозащитницы Валерии Ильиничны Новодворской, защищая приоритет интеллекта марсиан. Они таким образом косвенно льют воду на мельницу геноцида против человечества. Я считаю, что это преступный подход. Давайте избегать двойных стандартов. Либо мы будем более снисходительны к человеческим ошибкам, либо мы станем на сторону нашего общего врага и рано или поздно проиграем ему финальную роковую битву.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 19 comments