fatal_exception (htp) wrote in kinoclub,
fatal_exception
htp
kinoclub

  • Music:

«Smultronstället» / «Земляничная поляна» by Ingmar Bergman, 1975

«Временами, пока мне снится сон, я думаю, что надо бы его запомнить и потом снять об этом фильм. Это уже чисто профессиональное заболевание.»
Ингмар Бергман


  Ингмар Бергман - знаменитый Шведский режиссер и сценарист,  автор более шестидесяти фильмов. Его имя стоит в одном ряду с такими выдающимися кинорежиссерами как Микеланджело Антониони, Луис Бунюэль, Акира Куросава, Федерико Феллини, международно признанными лидерами «авторского» направления в мировом киноискусстве. Одной из первых киноработ, принесших Бергману мировое призвание, стала «Земляничная поляна».

  Пожилой профессор Исак Борг (Виктор Шестрем) настоящий эгоист. Он живет вдвоем со своей кухаркой Сарой (Биби Андерсон), которая каждый день благодарит бога, что не вышла за Борга в свое время замуж. Его сын Эвальд Борг (Гуннар Бьернстранд), давно живущий отдельно, в свое попросил у отца денег и до сих пор работает "на износ", чтобы их отдать. Жена Эвальда, Марианна Борг (Ингрид Тулин) не может ужиться с младшим Боргом (который полностью пошел в отца) и уезжает на время пожить к профессору Боргу, который встречает ее фразой, что ему глубоко наплевать на их с Эвальдом взаимоотношения, и что он ни во что не хочет ввязываться.

  При всем при этом профессор Борг очень хороший доктор, имеющий пятидесятилетний стаж. За свои заслуги в области медицины Исак Борг заслужил награду, за которой он должен поехать в Университет. Эгоистично решив, что доедет на машине быстрее, он решает ехать один, несмотря на то, что на железнодорожном вокзале его с Сарой должен встречать Эвальд. Марианна напрашивается сопровождать профессора в пути, и они отправляются в путь.

  По дороге профессор Борг решает посетить земляничную поляну, на которой провел много времени в детстве. Оказавшись там, Исак всецело погружается в воспоминания. Он вспоминает все то плохое, что причинил людям в жизни, поочередно переживает самые неприятные моменты своей биографии, на которые в свое время почти не обращал внимания. В последствии его всю дорогу будут преследовать сны, воспоминания, дремы, все больше и больше оголяя все то, что Борг так старательно закапывал в глубины своей души всю свою жизнь...

***


  Умный, меланхоличный фильм. Бергман мастерски показывает тяжелый процесс переоценки ценностей человека в конце его пути. Тонко проводя аналогии между случайными путешественниками, встреченными профессором Боргом и Марианной в пути, и жизнью самого Борга, режиссер все ближе и ближе подводит пожилого профессора к признанию своей неправоты. Переломным моментом в фильме становится трогательное откровение Марианны, после которого Исак Борг просто не может жить так, как жил всю свою жизнь.

  Помимо этой ключевой темы в фильме присутствует невероятное количество других интересных персонажей: сумасшедшая молодая троица (Андерс и Виктор - два вечно спорящих брата, один из которых решил стать врачом, а второй - священником и молодая задорная девушка Агда, которая встает на сторону того из братьев, кто говорит последним), пережившая 9 из 10 своих детей (кроме Исака) пожилая мать профессора, которая хранит в большом ящике игрушки своих детей и отсылает на праздники ровно 73 открытки.

  Хочется отметить блестящую актерскую игру Биби Андерсон, создавшей точный и трогательный образ нестареющей кухарки Сары. И вдумчивую  и искреннюю игру Виктора Шестрема, для которого роль профессора Борга стала последней.

  В итоге, фильм мне очень понравился. Трогательный и не затянутый, вирутозным образно-выразительным решением показывающий мучительную драму переоценки жизненных ценностей на исходе человеческого пути.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments