belye_nochi (belye_nochi) wrote in kinoclub,
belye_nochi
belye_nochi
kinoclub

Category:
  • Mood:
СТРАСТИ ПО МЕЛУ ГИБСОНУ







Демонстрация протеста в Нью-Йорке перед показом фильма


Со значительным опозданием я-таки посмотрела фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы». Фильм уже облизан и обруган критикой со всех сторон. Он дискутировался и довольно бурно год назад в сообществе drugoe_kino. Очень толковое суждение высказал riegel, почти полностью разделяю его. Особенно мне понравилась концовка поста: «Сцена несения креста по снегу в "Страстях по Андрею" Тарковского меня поражает и заставляет почувствовать куда больше, именно в религиозном плане, чем получасовой репортаж об обстоятельствах несения креста от Гибсона». Согласна и с тем, что фильм все-таки нужно посмотреть, почему, объясню ниже. Кстати, скачать его бесплатно можно здесь:

http://sharereactor.ru/cgi-bin/mzinfo.cgi?id=1590

Попутно с критикой самого фильма многие с пренебрежением отзываются о голливудском кино как таковом. Я бы не стала плевать в колодец, из которого мы все пьем. Именно Голливуд задал высочайшие технические и, да, моральные стандарты кинематографа, до которых (как правило безуспешно) старается дотянуться киноиндустрия многих стран, пытающаяся объяснить кассовый провал своих фильмов низким уровнем развития широкой публики. Давайте не будем забывать про такие шедевры, как «Форест Гамп», «Зеленая миля», «Красота по-американски» и многие другие и скажем спасибо Голливуду.

Возвращаясь к «Страстям». Лично мне фильм показался интересным с точки зрения психологии самого Мела Гибсона. Немного фактов из его биографии, которые, может быть, не всем известны.

Он родился в 1956 г. в штате Нью-Йорк в правоверной католической семье, в которой было по разным источникам то ли 10, то ли 11 детей. В семье запрещалось даже смотреть телевизор. Когда Мелу было 12 лет, семья эмигрировала в Австралию. Он учился в католической школе для мальчиков, потом закончил Инcтитут драматического искусства в Сиднее и успешно снимался в автралийских фильмах. Его заметил Голливуд, и в 1984 г. Гибсон был приглашен туда, с чего, собственно, и началась его мировая популярность, сначала в качестве актера, а потом режиссера и продюсера. Вот уже 25 лет Гибсон женат на одной и той же женщине, от которой имеет 7-х детей, что, по мнению американской кинопрессы, на общем фоне голливудских нравов заслуживает гораздо более высокой награды, чем «Оскар». Его биография и фильмография, включая «Страсти», очень хорошо и подробно плюс нормальным русским языком описываются на сайте http://augsburg.ru/rus/novosti/kultur/gibson001.htm.

Интересна также биография его отца, о котором Гибсон отзывается с большим уважением. По приезде в Австралию Хаттон Гибсон был подвергнут тесту на IQ и получил какой-то запредельный результат, что позволило ему сразу же занять приличную должность. На разных этапах своей жизни отец то впадал в сильнейшее религиозное чувство, то полностью разочаровывался в религии, причем первое приходило к нему в моменты улучшения материального положения семьи. Еврейское лобби Голливуда, критикуя фильм с точки зрения антисемитизма, припомнило Мелу Гибсону следующее высказывание, которым порадовал заинтересованную общественность его отец, считающий, что данные жертв Холокоста сильно преувеличены: «Вы представляете, что такое избавиться от трупа? Кремировать его? Для этого нужен литр бензина и 20 минут времени. И что, их было 6 миллионов? У немцев не было столько газа, чтобы сделать все это. Вот поэтому они проиграли войну.»

Живя в Израиле, не стану останавливаться на приписываемой фильму теме антисемитизма. На мой взгляд, ничего особенного там нет. В конце концов, один из моих самых любимых писателей Гоголь тоже был антисемитом. Сам Мел Гибсон во всех интервью категорически открещивается от этого ярлыка, патетически провозглашая «Мы все распяли Христа!» Литры льющейся крови (как сострила одна американская журналистка, Гибсону так дорога каждая капля святой крови, что чем больше ее льется, тем лучше) и доведение до нервного срыва значительной части съемочной группы, в первую очередь исполнителя главной роли Джима Кавизела (кстати выбор актера весьма символичен, ему на тот момент было 33 года, а его инициалы J.C. можно расшифровать как Jesus Christ), я объясняю, в первую очередь, не любовью Мела Гибсона к Христу, а его ненавистью ко всем, не разделяющим тех или иных его убеждений или посмевшим сомневаться в его религиозных чувствах. Его фильм, как это ни покажется парадоксальным, чем-то сродни военным репортажам Александра Невзорова, упивавшегося своим патриотизмом и любовью к России. Конечно, все это при изумительном техническом уровне, но в основе – подогреваемый ненавистью фанатизм на фоне не выдерживающей критики непоследовательности собственной жизни.

Мел Гибсон рассказывает, что он вынашивал идею фильма в течение 15 лет: Цитирую из вышеприведенного источника: "Я был в ужасном состоянии ... Просто в отчаянном. Я был готов выброситься из окна. Я не хотел бродить по земле, но я не хотел и уйти. Когда Вы не хотите жить, и - вместе с тем - не хотите умереть, это - отчаянное, ужасное состояние. ...И я должен был использовать "Страсти Христовы", чтобы исцелить свои раны".

С чего это вдруг преуспевающий профессионал, прекрасный семьянин, к тому же глубоко верующий впадает в такую жуткую депрессию? Ни в одном из прочитанных мной интервью с Гибсоном я не нашла объяснения ее причин. Из того же источника: «В этом, видимо, заключается его трагедия – будучи верующим человеком, он вынужден сниматься в сексуальных сценах пошлых фильмов и в фильмах категории “R”, несущих не христианские ценности, а идеологию агрессивного насилия и способствующие моральному разложению общества.» Прекрасный ответ! Ключ к разгадке фильма, который можно отнести к вершинам технических достижений мирового кинематографа и одновременно к самым беспомощным кинотрактовкам религиозной тематики. И даже слово «вынужден» здесь оправдано (хотя, спрашивается, кто его вынуждает?), просто он как любой и не особо верующий человек не позволяет себе отказываться от коммерчески выгодных предложений, все-таки семью из 9 человек надо кормить. Он такой же человек как и все и ничто человеческое ему не чуждо. Более того, в прошлом просматриваются бурная молодость, пристрастие к алкоголю и кое-какие другие подвиги. Но чтобы возвысить себя в собственных глазах и глазах дуры-публики, необходимо надувать щеки, представляя себя святее самого Папы Римского. Трудно одновременно сохранить идеалы, внушенные в детстве деспотичным отцом, и вписаться в быстро меняющуюся действительность, тем более американскую с ее толерантностью к большинству проявлений человеческой натуры. Отсюда и надрыв, и разлад с самим собой, и предвзятость в оценках, а в результате – оскудение таланта, если таковой и имелся («одолевший злобностью свой дар»).

Порадуемся же хотя бы за Мела Гибсона, если он наконец-то избавился от своей депрессии. И все-таки посмотрим фильм, как смотрели когда-то репортажи Александра Невзорова, чтобы просто в случае чего знать, о чем идет речь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 22 comments