yoshi_stan (yoshi_stan) wrote in kinoclub,
yoshi_stan
yoshi_stan
kinoclub

Categories:

Война миров

А вот и обещанные впечатления от наконец-то досмотренной "Войны Миров".

Бывает кино о катастрофах и бывает кино о людях. Кино о катастрофах, на мой взгляд, не настолько интересно - поговорим о нем в другой раз. Мы все же о людях больше, ага.



Честно говоря, перед просмотром фильма мне уже мнилось нечто, напоминающее "Послезавтра" - страшная катастрофа, паника, горстка выживших, монументально рушащаяся статуя Свободы (как она заколебала! За один такой кадр можно выдавать режиссеру справку о профнепригодности и отсутствии всякой меры и вкуса), тяжелые испытания, хэппи-энд. Привычно и тоскливо - будь это хоть "День независимости" или "Годзилла".

Самое смешное, что в "Войне миров" практически все эти ингридиенты присутствуют. Ну, разве что, статую Свободы, слава Богу, не показали. А так - это было бы проходное кино с немерянным бюджетом, потраченным на "Выдающиеся спецэффекты!", если бы... Если бы режиссером был не Спилберг.

А Спилберга, насколько я могу судить, всегда интересуют люди - их поведение, их переживания, их эволюция (или деградация). Вот и тут, мы следим за процессом превращения главного героя - рабочего Рэя из самодовольного и самодостаточного болвана в человека. Надо сказать, что превратиться из первого во второго очень и очень сложно - на порядки сложнее, чем осуществить обратный процесс. Потребовался, ни много ни мало, всемирный катаклизм. Этот факт, конечно, не вселяет оптимизма - на каждого самодовольного болвана катаклизмов не напасешься, и процесс "перевоспитания" довольно затратен. Но, как бы то ни было, что случилось - то случилось.

Итак, вот Рэй. КАк я уже сказал - самодовольный и эгоистичный человек, мало приспособленный к тому, чтобы слышать и видеть кого-то, кроме любимого себя. Как ни странно, даже у него есть (была) жена, а также дети, которые ему, вобщем-то, нафиг не нужны, но, тем не менее, по отношению к ним он испытывает некие чувства - то ли остатки привязанности, то ли комплекс несложившегося папаши. Мир совершенен - работа, приятели, дом (в котором, судя по кадрам из фильма, он ночует), а посередине Круз, то есть, простите, Рэй, который застыл, как муха в янтаре, и его это совершенство устраивает.

Но тут происходит два взаимодополнивших друг друга события - "бывшая" подкидывает детей на выходные, а на выходных начинается апокалипсис. Как я понял, Спилберга не очень интересовали технические детали последних дней, наверное поэтому инопланетяне спускаются к нам "верхом на молниях", а уэлсовские треножники собирают людей при помощи щупалец-шлангов. У меня создалось впечатление, что режиссер, возможно, даже специально допустил некий гротеск. Хотите спецэффектов - получите, распишитесь, и отстаньте - я не об этом рассказываю. Итак, начинается апокалипсис, и идеальный мир Рэя разлетается в пыль. Если бы с ним рядом не было бы детей, наверное, он так и погиб бы - сидя на полу в своем загаженном доме. В ситуации, когда у человека не остается никаких привязок к окружающей действительности, это был бы наиболее вероятный вариант. Ну, или бы он принялся спасать свою жизнь - насколько эффективно - не знаю. Во всяком случае, в этом он бы не отличался от большей части остальных.

Но - рядом оказались дети. Кажется, в рецензии Экслера, прозвучало сетование - опять, мол, нам втюхивают т.н. "семейные ценности". Не вижу в этом ничего плохого, пусть "втюхивают", лишь бы сохраняли чувство меры и не скатывались в китч. Только с момента, когда Рэй осознает, что рядом с ним Робби и Рэчел, в его жизни появляется некий смысл. Благодаря им он выжил.

Спилберга интересуют люди - и вот мы видим много людей. Людей, бестолково мечущихся под "лучами смерти", людей бессмысленно бредущих куда-то, подальше от ужаса, оставшегося за спиной (и не соображающих, что ужас-то повсюду), людей, набивающихся в один-единственный автомобиль, плевать, что с такой нагрузкой он не проедет и полмили. Умирающих людей. "Мы не готовы" - констатирует Спилберг. Мы не готовы к подобным испытаниям. Во многом потому, что предпочитаем, по совету психологов, сказать окружающему миру "а я в домике", и, закрыв глаза, делать вид, что все образуется само собой. "Закрой глаза, не смотри", - Рый постоянно просит об этом Рэчел. совет, надо сказать, не помогает.

И вот, в таких условиях Рэй надо сохранить жизнь и рассудок, себе и детям. Задача, надо сказать, не из легких. Только-только возникает ощущение хотя бы временного покоя и безопасности - и вновь приятная иллюзия разваливается на куски. Любое убежище оказывается ненадежным - "почему опасно ездить на поезде? Потому что на него самолет может упасть" - материализовавшийся анекдот пугает. (кстати, кадр с "поездом в огне" меня очень впечатлил. Хорошая аллюзия на весь мир, объятый пламенем и мчащийся в никуда). А надо еще успокоить дочь, которая совершенно по-детски впадает в панику, надо постараться постараться удержать сына от совершенно естественного в его возрасте, желания "показать им всем". Еще, надо брать самую тяжелое бремя на себя - Рэй убивает Огилви, не желая рисковать собой и Рэчел - и постараться хоть что-то сделать с этим дурацким треножником... Вобщем, в подобных условиях либо меняешься, либо погибаешь. Рэй изменился. Наверное, для того, чтобы показать - как это произошло - Спилберг и снял этот фильм.

P.S. А еще Спилберг прямо-таки набил фильм запоминающимися кадрами - пепел и одежда, падающие с небес, упомянутый уже пылающий поезд, репортер, и на развалинах мира пытающийся сделать "клевый репортаж", шупальце с телекамерой - мордой, так похожей на лица добрых инопланетян из предыдущих спилберговских фильмов...

P.P.S. Да, если кто не понял - мне фильм понравился. Он очень даже зрелищный и, вместе с тем, человеческий, точный, горький и не злой.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 22 comments