Od1n (odvan) wrote in kinoclub,
Od1n
odvan
kinoclub

Categories:

Metropolis (1927)

Даже не знаю, как толком свести в единое целое скупые крупицы впечатлений.


Не имея должных познаний, не буду утверждать, что это какое-то особенное знаковое кино, породившее целый культурный пласт в кинематографе. Если посмотреть на это дело трезвым отстранненым взглядом, сам фильм смотрится весьма архаично (и это еще очень мягко сказано). Точно такой же взгляд должен возникнуть, когда рассматриваешь камень, привязанный жилами доисторического животного к палке, а рядом расположились бронзовые изделия античного периода. И то и другое называется "копьем". И все-таки, подминая суровую жизненную правду, можно сказать, что как копье наших предков, так и "Метрополис" Фрица Ланга, не потеряли со временем заложенную в них "идею", и это замечательно (другое дело что носитель "идей" потрепался изрядно).

Идея борьбы рабочего класса с тоталитарным режимом более хорошо освещены в литературе (Замятин, Оруэлл, Кафка), неплохо в кино: "Бразилия", "1984", "Эквелибриум", но задумчиво рассматривая дату выхода "Метрополиса", первопроходцем в освещении борьбы пролетариев с мировой несправедливостью можно считать именно Фрица Ланга.

Классовая борьба накаляется темой драматической любви сына-олигарха к девушки не из высшего общества. Тут же стремительно выстреливает конфликт "отцов и детей". Папа-олигарх, первый человек в городе, против таких порочащих честь и достоинство фамилии, связей, хотя его в большей степени беспокоит не сыновьи фортели, а функциональность и прибыльность собственной империи. Весьма архетипичный сюжет. К которому можно с уверенностью отнести несомненно больного гения, создающего существа по образу и подобию любимых и утраченных людей.

Кино до идеальной цельности не хватает только пафосных проникновенных диалогов, гайд-вставки белого текста на черном фоне по сути больше являются лозунгами, и хоть пафоса там тоже много, уста героев беззвучны. Чтобы не травмировать хрупкую психику зрителя гнетущей тишиной, сквозь бекграунд от начала до конца играет оркестр, умело создающий унылое настроение. И если музыка, призванная заменить звуки и речь, воображение не поражает, то визуал это делает не то, чтобы легко, но достаточно внушительно (насколько это возможно здесь и сейчас). Смена кадров панорамы города, который насыщен высотными эстакадми с рельсами, обычным дорожным полотном, по которым стремительно передвигаются от одного скай-билдинга к другому электровозы и машины, гигантские машины -- все это отголоски вечности. Слышно отчетливое звонкое эхо, отражающееся от получивших жизнь с помощью компьютерных технологий городов будущего "Minority Report", "I, Robot", "A.I." и др. Причем парадоксально, но натур модели, пускай смасштабированные, старонькие и поеденные молью, сегодня радуют глаз больше, чем нещадно всучиваемые современному зрителю лопающиеся мыльные пузыри SGI.

Нельзя не упомянуть скорость передвижения персонажей а также интересную актерскую технику. Акцентируя эмоции, что выражается в необыйно подвижной мимике и артикуляции (сейчас такое кривляние размазали бы по стенкам, как дерганные и сверхбыстрые передвижения героев), гипертрофированность их должна компенсировать немой звук и интонации. Лишь предположение, что 75 лет назад такой мастерпис смотрелся весьма органично и правдоподобно. Лишь предположение. Ну смотрели же тогда люди кино (наверное, как фантастику). Потому что лично для меня эти манерные жесты и тряски, которые более подобают завсегдатаям ночных клубов, были достаточно глубоким диссонансом с почти неустаревшими ни на дюйм визуальными образами и решениями. Ничего не поделаешь. У той эпохи были свои правила и ограничения. Теперь другие.


Сдирая покрывало беллетристики, могу добавить, что просмотр старых фильмов подобен музейному экспириенсу (или походу на бабушкин чердак / дедушкин гараж), когда сквозь стекло и формалин смотришь на то, чтобы было раньше (или -- как это было). Что ж, мой вполне удался.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 21 comments